Годы идут, всюду высокие технологии и вот уже вроде сингулярность на носу, но кое-что в этом мире не меняется. Выпуская все новые и новые обновления для многочисленных программ и целых пакетов ПО, разработчики до сих пор нередко забывают о том, что их клиенты - живые люди, а не биороботы с плановым обновлением прошивки.
Прогресс и новые проблемы
Жизненный цикл любого технического решения включает в себя несколько фаз: релиз, исправление ошибок, обновление имеющихся возможностей и добавление новых. И если на словах эти этапы кажутся обоснованными и целесообразными, на практике их реализация часто происходит с кучей огрех, которые доставляют много головной боли.
Сама по себе идея пост-релизной поддержки правильная, ведь уже давно прошли те времена, когда люди не имели доступа к Интернету, а значит фактически могли получать исправления ошибок через физические носители.
Повсеместное подключение к сети позволило без проблем выкачивать все необходимое. Однако это не решило другую, куда более нетривиальную проблему.
Клиент всегда прав. Или нет?
Практически у каждого из нас была такая ситуация, когда какая-то часто используемая программа при попытке запуска начинала самовольно обновляться, правда? В такие моменты у типичного юзера возникает вполне обоснованное раздражение: его никто даже и не подумал спросить, хочет ли он обновлять ПО.
Казалось бы, это мелочь, но что если речь идет об обновлении операционной системы? Microsoft кучу раз проворачивала этот трюк с Vista и «семеркой», лишая своих клиентов возможности пользоваться системой на время установки обновлений. Самые крупные из них могли скачиваться и устанавливаться по несколько часов, а если на борту слабые комплектующие - так и вообще по полдня.
Это пример характерен еще и тем, что такая крупная компания, как Microsoft, отреагировала на вал критики только через много лет, с выходом Windows 8.1. Только тогда самая популярная система перестала насильно устанавливать все подряд и научилась спрашивать у своего пользователя, хочет ли он сейчас обновиться.
Побочный эффект
Принято считать, что обновления в любом случае несут в себе положительные изменения. Это было правдой в подавляющем большинстве случаев, однако сложившийся стереотип уже много лет верой и правдой служит кое-каким другим целям.
Это наиболее заметно в мобильном сегменте. Как и стационарные компьютеры, смартфоны поставляются со своими операционными системами. С каждой итерацией они обрастают новыми возможностями: модули переписываются, добавляются новые программы, а дистрибутив увеличивается в размере.
Все это увеличивает потребление памяти и процессорной мощности, так что один и тот же телефон через несколько лет может начать тормозить или вовсе перестать справляться с возложенной на него нагрузкой.
Делаем из смартфона бесполезный кирпич
В отличие от «персоналок», смартфоны не имеют возможности замены комплектующих, при этом обновления часто форсированные. Если есть доступ к интернету, они загрузятся и установятся сами. Именно такая политика у Apple, из-за чего старенький iPhone (хотя еще 2-3 года назад это была топовая модель) может превратиться в бесполезный «кирпич», который банально не «тянет» новую версию iOS.
Иногда проблемы носят локальный характер. Например, владельцы iPhone 4s столкнулись с тем, что у них перестал работать Skype. Чтобы исправить это, система предложила обновиться до iOS 10. Отличий между двумя версиями достаточно, чтобы вызвать дискомфорт у пользователя, ведь если бы он сам захотел обновиться, то уже бы сделал это. Так что приходится намекать ему на обновление, отнимая возможность пользоваться теми или иными приложениями.
Похожие проблемы есть и на Android, пусть даже эта ОС формально не является проприетарной и имеет открытый исходный код. Дело в том, что «легитимные» обновления создаются отдельными командами разработчиков (Android, Inc., Google и Open Handset Alliance), а значит их действия так или иначе могут быть пролоббированы крупными производителями.
А итог выходит довольно печальный: современные технологии развиваются, но не всегда так, чтобы это было удобно конечному пользователю. И выход тут только один - самообразование и личный контроль над своими девайсами. Ну или землянка с лучиной.
Вам придется постоянно покупать новые устройства, дабы наиболее часто используемые приложения на них работали. Либо вы можете поставить обновление операционной системы и превратить свое нынешнее устройство в тормозящий кирпич. Правда есть и третий вариант - просто перестать использовать эти самые приложения (Skype, Viber, WhatsApp, Twich, Telegram и другие).
Самое грустное, что если раньше устаревание устройств делалось только на аппаратном уровне (когда приложения перестают работать из-за недостаточной мощности вашего железа), то теперь делается и на программном. В погоне за прибылью корпорации не гнушаются абсолютно никакими мерами и ухищрениями, чтобы заставить вас купить новый гаджет (который может быть вам не особо и нужен).