На дворе Великая Суббота. Вечером бабушки наденут платочки понаряднее, отцы семейств выключат очередной выпуск Comedy Club — люди начнут праздновать Пасху. А для тех, кто больше верит в святость автора Dungeons & Dragons, в Петербурге начался праздник иного рода: «Игрокон» — крупнейший фестиваль настольных игр России.
Wargaming представил настольную World of Tanks. Авторы с любовью перенесли видеоигровую историю за обеденный стол. Никакого игрового поля — есть только карты, на которых написаны характеристики со способностями. Между столами, за которыми сражаются доморощенные полководцы, вальсирует одна из сотрудниц Wargaming — «школьница» с выбритыми висками и татуировками, выглядывающими из-под одежды. Но лишь кажется, что она юна: девушка играючи растолковывает сложнейшие правила тактической игры от Hobby-World.
— Есть теория: настольные игры интересны у нас в стране 3,5 гикам. Это правда?
— Всё совсем наоборот, — отвечает Аня, пиарщица издательства-организатора Hobby-World. — В России, за 2-3 года, настолки сильно набрали в весе. Если раньше количество пришедших насчитывало десятки человек, то сегодня мы ожидаем тысячи 3 пришедших. Для развлечения мы проведем чемпионаты. Кстати, парни не имеют в них никаких преимуществ. В Москве к нам пришла толпа мужиков и пара девушек. А в финал попало 7 барышень и парень, вылетевший почти сразу. Дальше слабый пол играл в одиночку.
Сегодня призовых места два, а проигравшие уходят толпами. Но расстраиваться организаторы не дают: каждому, кто прочувствовал настольный Game Over, предлагают пройти к специальным девушкам и попытать удачу с какой-нибудь другой настолкой. Люди выбирают знакомые названия — «Хоббит», «Звездные войны», «Игра престолов». Ошибка новичков: эти игры сложны, одно лишь разжевывание правил займёт часа два. Вся надежда на Мастеров — ребят, объясняющих нюансы. За одним таким специалистом таскается до десяти человек. И кино не врет: здесь есть парни, штаны которых застегнуты где-то в районе груди. Правда, они редки — в толпе полно и женских мордашек. У них длиннющие ресницы, а юбки, чуть шире простого ремня. На то и расчет: садясь с таким ангелом за стол — расслабляешься. А дальше можно сдаваться — девушки лишь прикидываются дурочками, а сами могут уделать любого минут за 15.
— Какой приз ждет победителя?
— Wargaming выделил гору призов с символикой игры. Всякие футболки, кружки, значки. Но не ради них сражаются люди. Здесь важнее азарт. Правда, это только у игроков в World of Tatnks: Rush. Чуть дальше рубятся в Ticket to Ride. Там всё серьезней: победителей мы повезем в Москву на всероссийский чемпионат. А если они и там не подкачают, то поедут в Париж — играючи разделываться с европейцами.
Цель в Ticket to Ride проста — проложить железнодорожный путь из одного города в другой. Главное не пересекаться с противником…который рано-поздно всё равно зажимает в углу: для совершения хода, у соседей по столу нужно отбирать дорожные карточки. Удержать всё в голове трудно, а для проигрыша достаточно упустить какую-нибудь, казалось бы, мелочь. Некоторые пытаются пойти на хитрость: один парень настолько вжился в роль, что пришел в шапке машиниста и кричал порой: «Ту-ту!» Ему это, к слову, не помогло — закончил он где-то в глубине турнирной таблицы.
Рядом с входом сидят ребята, неотличимые от прочих. Футболка, джинсы. Некоторые скучают — ждут, пока к ним кто-нибудь подсядет. И вот, когда это происходит, начинается веселье — Мастер достает из-под стола карту D&D , кубик и листок А4. За всё прочее отвечает фантазия. Игра начинается с фразы: «Веди нас к победе, Герой!» Дальше люди преображаются: зовут себя эльфами, троллями, гномами и «отправляются» рубить демонов-злодеев в подземелье.
— Почему столов с Dungeons & Dragons так мало?
— Это долгая игра. Говорят, рекорд одной партии в D&D составил четыре дня. Представляешь: люди ели, пили, курили, играли — за всем этим наблюдали тысячи человек…а когда они уставали и уходили, их места занимали другие. Да и не очень популярна вселенная игры у нас. Это какая-то западная история.
Возраст пришедших на «Игрокон» разный: от 2 лет — девочка развлекалась в детской секции — до людей пожилых. У последних читалось в глазах призрение к тем, кто играет в карточные настолки. Пролетая мимо, люди в возрасте игнорировали всякие предложения задержаться и опробовать игру-другую лично. Те, кому за 50, толпами рвались к столам с Warhammer 40к.
Для человека, не знакомого с миром игры, происходящее покажется реконструкцией: на поле боя стоят танчики, крошечные солдатики тычут друг в друга штыками, а происходит всё в каких-то горах, явно только-только докрашенных — краска еще не высохла. То, что это настольная игра про космические баталии выдает внешний вид — вся техника будто сошла со страниц треш-фантастики, а солдаты-инквизиторы кричат голосом Мастера Виталия: «За бога-императора!»
***
Чемпионаты закончились. На часах глубоко за восемь вечера. Нерусские уборщицы молча стоят вдоль стенок и ждут, пока участники разойдутся по домам. По глазам видно: местным блюстителям чистоты не интересно, что здесь происходит. Они люди старой закалки. А если завести с ними речь о том, что в этом зале вершится будущее — на смех поднимут.
Победителя чествуют. Пареньку, занявшему второе место, повезло не меньше: серебряный финалист ушел держа в одной руке кружку с символикой «Игрокона», а другой он придерживал за талию двухметровую красотку.
Там, где сейчас стоят столы с играми, уже завтра будут танцевать завсегдатае вечеринок «Кому за…». А настолки всё набирают вес. Они уже выползли из гаражей и доросли до собственного фестиваля. Но это мелочь — еще год-другой и даже стадион не вместит всех желающих прийти на «Игрокон». Когда-нибудь…но не сегодня. Нерусские женщины уже начали выметать мусор.