Всё хорошее когда-нибудь заканчивается и это, бесспорно, вызывает светлую грусть. Трёхактовый фентезийный ролевой эпос под названием Banner Saga, несмотря на все трудности его создателей, канадской студии Stoic, всё же смог добраться до логического финала. Banner Saga 3 расставляет все точки над i как в глобальном конфликте, так и в большинстве персональных и локальных историй.
И как ни грустно расставаться с любимыми героями, которые за эти годы стали тебе семьёй (едва ли не большей, чем напарники Шепарда из трилогии Mass Effect) необходимо признать – разработчики всё сделали правильно и закончили на высокой ноте.
В сердце тьмы
Воспринимать Banner Saga 3 необходимо исключительно как третий акт большой истории, а не самостоятельное произведение – и дело здесь не только в возможности переноса сохранений, которые повлияют на некоторые детали, а в том, что именно так можно успеть проникнуться персонажами, суровым скандинавским духом, а главное почувствовать то щемящее ощущение, что вот он, конец, финал, к которому ты так долго и упорно шёл всё это время.
По традиции, Banner Saga 3 вверяет нам под контроль две группы героев – одну под управлением охотника Рука (или его дочери Алетты, в зависимости от сделанного в первой части выбора), а другую под командованием ткача Юноны. Руку и его соратникам необходимо держать осаду в последнем городе людей, Арберранге, который раздирают социальные волнения и борьба за власть, пока Юнона, Айвер и другие из отряда идут в обратном направлении, туда, где зародилась Тьма, чтобы положить всему кошмару конец. Или пасть в неравной борьбе – как повезёт.
Решения, которые приходится принимать игроку, в Banner Saga 3 такие же безжалостные и сложные, как и прежде, да ещё и подкрепляются обоснованным страхом за судьбу своих подопечных. Однозначно хороших или правильных выборов в условиях конца света нет и быть не может – героям, как и раньше, остаётся лишь жить с последствиями своих слов и поступков.
Бей сильно и быстро
Как и первые две части, вся игра поделена на диалоговую часть с выборами, менеджмент отряда и сражения. Последних, по сравнению с двумя предыдущими частями, стало намного больше, а сами битвы стали сложнее и продолжительнее. Правда, есть один нюанс – с подкреплениями врагов, приходящими волнами, сражаться не обязательно, но очень хочется, ведь за них дают неплохие артефакты.
Выбор тактики и примерный ход боя, впрочем, остался тем же – единственное важное отличие в том, что к третьей части у вас скорее всего накопился солидный набор из разномастных прокачанных героев, которых можно хитро комбинировать друг с другом, снаряжая их всякими хитрыми предметами, дающими им шанс на критические удары и пробития.
Правда, касается это в основном группы Рука. У Юноны дело обстоит по-другому. Вместо рога, дающего дополнительные очки хода, у неё копьё Валки, позволяющий выпускать цепные молнии, которые могут повредить не только врагов, но и союзников. Сама Юнона, в отличие от других героев, пав в бою, может переродиться из бестелесного духа, собрав на поле брани энергию. Наконец, главным врагом ткача и её напарников станут порождения Тьмы – испорченные мрачными силами бывшие обитатели окрестных земель, которые превратились в свирепых оживших мертвецов. Битвы с ними не только самые тяжёлые, но и довольно жутковатые.
Вообще в плане стилистики Banner Saga 3 сделала ещё один шаг в сторону мрачной депрессивной сказки. Но даже пурпурно-фиолетовая тьма, затмившая весь окрестный мир, благодаря художникам Stoic выглядит завораживающе прекрасной, пусть и пугающей. Игра стала немного короче предыдущих частей, но её арт в духе ранних мультипликационных лент Disney стал ещё более детализированным, ярким и запоминающимся. Прекрасно справился со своей работой и Остин Уинтори, вновь создав роскошное симфоническое полотно, которое подчёркивает каждую сцену и многократно усиливает погружение в историю – будь это эпическое сражение или неторопливое и полное опасностей путешествие вглубь умирающего мира, захваченного тьмой.
В этом, кстати, кроется самая важная прелесть всей трилогии – её практически невозможно препарировать, разделяя на составляющие, описывая историю, героев, геймплей и музыку. Все они сливаются воедино в большое, красивое, увлекательное и эмоциональное путешествие, которое стоит пройти каждому – от самого начала до конца.
***
Banner Saga 3 грациозно закрывает замечательную трилогию, являясь яркой эмоциональной кульминацией фентезийного эпоса. Несмотря на меньшую продолжительность и утомительно трудные сражения, третья часть смогла сохранить и преумножить буквально всё, за что игроки полюбили в 2014 году. Что бы ни готовили Stoic в будущем, мы будем ждать их новые игры с утроенной силой. А пока, пожалуй, пройдём Banner Saga Trilogy с самого начала.