В 2018 году отечественная компания Owlcat Games выпустила Pathfinder: Kingmaker – классическую изометрическую ролевую игру, основанную на модулях НРИ Pathfinder. Несмотря на спорные игровые механики, некую тяжеловесность и изобилие ошибок (которые были по большей части исправлены десятками заплаток), творение выходцев из именитой Nival Interactive завоевало как популярность, так и любовь пользователей. И это не пустые слова – Kingmaker смог преодолеть тираж в миллион копий, что для неизвестной российской команды является очевидным признанием успеха.
Pathfinder: Wrath of the Righteous продолжает развивать творческое наследие предшественницы, вплотную подступаясь к легендарной D&D-классике – Neverwinter Nights и Baldur’s Gate, а по совместительству ещё и претендует на звание лучшей ролевой игры года. И могла бы это делать даже если бы на прилавки легла полная версия Baldur’s Gate 3. Ничего себе заявочка!
Некоторое царство
Не игравшим в предыдущую игру Owlcat Games бояться знакомства с Wrath of the Righteous не стоит – события и география игры достаточно оторваны от предшественницы, чтобы новичок почувствовал себя вполне уютно. В отличие от довольно будничного предшественника, размах «Гнев Праведных» набирает нечеловеческий, рассказывая масштабную эпическую историю о царстве Голарион, которое долгие годы стоит на краю гибели. Дело в том, что когда-то тут открылся портал в мир демонов, Мировая язва, которая регулярно изрыгает в этот реалм чудищ.
С целью одолеть адские отродья регулярно организовываются Крестовые походы, которые не достигают значительных успехов, но умудряются сдерживать поток тёмных сил. И вот, наш герой случайно появляется в пограничном городе Кенабрес, который оказывается в осаде могущественного повелителя демонов, и обнаруживает, что он… в общем-то, избранный. Волею судеб теперь протагонист должен возглавить новый поход против сил зла, а заодно по пути набрать команду и разобраться со своими собственными проблемами.
Назвать магистральную историю Pathfinder: Wrath of the Righteous невероятной и глубокой достаточно тяжело – это в меру увлекательное и крепкое фэнтезийное полотно, которое будет знакомо всем фанатам жанра. Выдумать что-то новое здесь было бы трудно, поэтому она берёт двумя вещами. Масштабом и отдельными историями.
Про то, насколько объёмной получилась Wrath of the Righteous даже как-то неловко говорить. Пятнадцатичасовой пролог? Хах, легко. Двухчасовая битва с каким-нибудь опциональным жирным боссом? Запросто. Несколько огромных зон с десятками случайных стычек, километрами диалогов, горой квестов и сценарных сюрпризов? Как здрасьте. Owlcat Games настолько втянулись в создание игры, что натурально борщнули – на беглое прохождение игры уйдёт, по меньшей мере, часов сто. А то сто пятьдесят.
За это время в команде героя и вокруг него мелькнёт несколько десятков ярких, колоритных персонажей, среди которых будет немало юмористов, душегубов, томных дам, авантюристов, благородных донов и смелых решительных женщин. Расписывать полный паноптикум этой братии – дело максимально неблагодарное. Достаточно сказать, что одна из сопартийцев, прочитав памятку о дружбе, предлагает со грустным вздохом протагонисту снять трусы.
Кубики в лицо
Поскольку игра основана на основательно переработанных правилах системы D&D версии 3.5, нельзя не привязать масштабное повествовательное полотно и к её особенностям.
Wrath of the Righteous предлагает какие-то неуёмные возможности по созданию собственного персонажа – двадцать пять базовых классов, шесть архетипов, опции по созданию мультиклассов, выбор мировоззрения с возможностью отыгрывать как очаровательного добряка, так и душного злодея… Любой поклонник ролевой классики на долгие часы закопается в билды, а любители цифр и кубиков будут и вовсе в экстатическом восторге. Возможностей, надстроек, хитростей и скрытых моментов здесь столько, что любой текст рискует превратиться в гайд. Толщиной страниц в триста.
Обратной стороной этого является довольно высокий порог вхождения. Хороший совет на будущее – если вы не являетесь ролевым ветераном, готовым продумывать комбинации с шестью героями наперёд (в пошаговом режиме, что рекомендуется) или на ходу реализовывать хитрые схемы (в реал-тайм режиме с паузой, что мы бы не рекомендовали), то не берите сложность выше средней. И то даже на ней придётся порой переигрывать комплексные бои с десятками тварей, использующих статус-эффекты, проклятия и подлые приёмы. И, пожалуйста, внимательно следите за своим славным воинством – прошатавшись слишком долго по городам и весям, покрытым Язвой, можно нахватать столько штрафов и ослаблений, что есть риск уйти на загрузку сохранения, случившегося парой часов ранее.
Бои проходят по архетипичным правилам, которые знакомы всем бывалым знатокам жанра. Если по первости ваш отряд напоминает группу колченогих дураков, то потом верно собранная партия безропотно поддерживает друг друга – лечит, держит оборону, связывает тварей боем и накрывает сверху красивыми и мощными заклинаниями. К слову, художники Owlcat Games и в прошлый раз постарались на славу, но Wrath of the Righteous вообще не просто не стыдно ставить рядом с играми от Larian или Obsidian, а хочется кое-где поставить им в пример, учитывая их бюджеты. Сундук с самыми сочными комплиментами едет в арт-департамент отечественной студии! Вот бы ещё ИИ не вёл себя как ошалелый… Но это, увы-с, старая болезнь жанра, которую решить смогут только квантовые компьютеры.
Был королём, стал полководцем
Чтобы разнообразить классический cRPG-геймплей, в прошлый раз Pathfinder решили скрестить с симулятором короля, который нередко раздражал цейтнотом и странными задачами. Wrath of the Righteous сделан интереснее и веселее – тут нам надлежит командовать собственной армией. Бои между войсками живо напоминают King’s Bounty или Heroes of Might and Magic в миниатюре, а всё остальное время занимает крепкая стратегия внутри RPG – мы строим здания, назначаем заместителей, разруливаем политические события, подразумевающие моральный выбор, захватываем аванпосты и вообще ведём себя как бравый Ричард I.
С задачей разбавить D&D-рутину поначалу этот набор справляется неплохо, но со временем столкновения войск начинают откровенно сбивать темп. Пропускать многое на автомате можно, но есть риск случайно не увидеть и некоторые занятные нарративные элементы. С другой стороны, когда любимая напарница просит исполнить личное поручение, а к тебе лезут с какими-то рыцарями и демонами… Сложный выбор!
Показав заметный рост по части механик и удобства, интерфейса и продакшена, Owlcat Games, увы, в очередной раз споткнулись об их техническую реализацию. Прикладывать подорожник, как это было с релизной версией Kingmaker, конечно, не хочется, но различных сортов багов здесь вагон – ошибки с пасфайндингом (фить, ха!), интерфейсом, звуками, корректной работой заклинаний, квестами и механиками наберётся порядочно. Для игры такого уровня проработки это неизбежность, но всё равно порой это вызывает то гнев, то раздражение, то истерический смех. Благо, мы уверены, что 99% ошибок будет исправлено в ближайшие недели или месяцы – самые горячие проблемы авторы уже поприкрывали хотфиксами.
***
Pathfinder: Wrath of the Righteous – большая, громоздкая, симпатичная, увлекательная и качественная классическая ролевая игра в самых лучших традициях Baldur’s Gate. Юным дарованиям, привыкшим к лёгкому и развлекательному времяпрепровождению она может показаться слишком старорежимной, огромной и тяжёлой для восприятия, но абсолютно любой поклонник RPG, особенно олдскульных, будет гарантированно счастлив.
P.S. Особенно если не будет строить из себя мессию и отрегулирует все ползунки сложности под себя. Блин.