За последние пять лет Epic Games умудрилась создать целый сериал с развернутой мифологией, персонажами и инновационной механикой. Gears of War навсегда останется в истории видеоигр - как персонификация Xbox 360, как первый удачный экшен с «системой укрытий», как единственный достойный конкурент Halo, и, наконец, просто как отличный научно-фантастический экшен.
Начавший обычным ублажателем мужских слабостей ( кровь, мясо, бензопила), Gears of War со временем превратился в грандиозную медиафигуру, со своей вселенной, мерчендрайзингом и фан-клубом; маркетологи еще долго будут изучать феномен.
Нам же остается только тихо грустить - серия закончилась, Маркус всех победил, титры вот-вот поползут по экрану, спасибо, у меня есть платок с собой.
Westside story
Поскольку в финалах всегда все чинно и благовоспитанно, то девиационных аттракционов из Gears of War 2 вы не увидите. Никаких прогулок по внутренностям гигантских монстров и закидываний гранат в пасть водным чудовищам. Игра предлагает простой плотный экшен: сидеть за укрытиями, короткими очередями срубать головы локустам, если повезет - взмахнуть бензопилой. Иногда дают турель или броневую машину - словно извиняясь за утраченную эпичность. Нововведений минимум - можно смотреть из глаз других персонажей, а в бравую четверку потных мужчин влилась хрупкая блондинка - Аня Штрауд. Именно этот аспект - отсутствие новизны - стал объектом трассирующей критики, некоторых особо несдержанных личностей. Клифф Блежински потом расстраивался - и его можно понять: Gears of War 3 - хороший шутер, на который не жаль потратить несколько вечеров; та же Call of Duty в тысячу раз предсказуемее, и ничего.
Что особенно подкупает - игра не растеряла своего брутального очарования: летят окровавленные конечности, тела податливо распадаются под напором бензопилы, в колонках играет бодрый электро-хип-хоп. Проведя час c Gears оf War, немедленно чувствуешь себя лучше - как будто совершил мелкий, но приятный подвиг. На фоне натужной политкорректности, приятно окунуться в такой искренний мир бытового веселья - причем, не трешовый, как DNF или Postal 3, а вполне себе качественный.
Впрочем сингловая кампания - это даже не четверть игры: ведь главный смысл детища Epic всегда был в мультиплеере. К третьей части разработчики довели его до идеала: улучшен сетевой код, убраны мертворожденные режимы и добавлено отличное состязание «орда» - это когда четверо знакомых людей, раз за разом, отбивают атаки локустов; такое чувство локтя просыпается, что куда там Counter-Strikе: например, в одиночку отстрелять всех ближайших врагов и на последнем издыхании вылечить валяющегося товарища. Игровой фильтр учитывает ваш боевой опыт - и если он, так скажем, скромен, то вы ни в коем случае не попадете в общество задротствующих ветеранов, убивающих одним взглядом. Наоборот: вам дадут таких же недотеп, стреляющих по воронам; бывалые игроки, соответственно, получают в оппоненты себе подобных, и устраивают адскую заварушку с кровавыми забегами по карте. Все довольны, в общем.
Как и положено финалу, Gears of War 3, распутывает все сюжетные заморочки: многочисленные флешбеки рассказывают про взаимоотношения Маркуса с отцом; упомянутая Аня предается элегическим воспоминаниям на фоне разрушенной церкви; про Коула вообще показано такое, что невольно хватаешься за сердце - Gears of War сильные эмоции не часто вызывает, прямо скажем. Ролики, по всей видимости, ставил приглашенный режиссер: первый же флешбек пугает грамотным монтажом и ловко сцепленным нарративом.
I like you style
Несмотря на почтенный возраст Unreal 3, игра может похвастаться отличным visual; дизайнерам Epic обязательно надо дать какую-нибудь награду. Красивейшие индустриальные пейзажи; пепельные пустыни; мрачные картины постапокалиптического мира мешаются с барочной архитектурой древней античности и инопланетянами люминесцентной раскраски. Epic, кажется, единственные, кто смог раскрыть весь потенциал движка - у остальных он либо дает дурацкое освещение, либо полчаса грузит текстуры, либо и то и другое.
За музыку теперь отвечает крайне известный и уважаемый реп-исполнитель Ice-T, и это, прямо скажем, большая радость для всей индустрии: если уж такие люди обращают внимание на видеоигры, значит все эти разговоры пор легитимизацию электронных развлечений были не зря. Сам саундтрек вышел отличный - быстрые, злые ритмы, задают темп игре, заставляя вас действовать в такт музыке. Гораздо лучше, чем выходило у голливудского ремесленника.
***
Все-таки это немного грустно - единственная приличная серия про кровь, мясо, бензопилу подошла к логическому завершению; кто теперь будет поставлять свежие мужские развлечения, неизвестно - не Акелла же. Впрочем, здесь важно другое: когда в финальном ролике Маркус снимает фирменную бадану, (уже успевшую стать частью игровой иконографии) и говорит, что вот, мол, впервые за много лет у нас появилось будущее - понимаешь, что это случилось на твоих глазах. Бесценно.