Последний раз Ктулху звал нас больше десяти лет назад – Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth был образцовым ужастиком, но сыскать успех он смог только в умах идейных поклонников творчества Говарда Филлипса Лавкрафта. При всех многочисленных достоинствах, той игре не хватало главного – современности и лоска, ведь даже по меркам 2005 года она выглядела весьма примитивно.
Новую игру Cyanide Studios, кажется, ждёт схожая судьба - разве что вряд ли она удостоится такого же культового поклонения, как долгострой Headfirst Productions. Достойно обращаясь к первоисточнику и его адаптациям (в первую очередь, настольной игре «Зов Ктулху»), Call of Cthulhu легко может испугать игроков своим внешним видом, а любителей всего ужасного – крайне примитивным исполнением некоторых элементов.
Ужас внутри
Несмотря на то, что Call of Cthulhu позиционируется как RPG, о её жанровой принадлежности лучше забыть и воспринимать её как приключенческий детектив. Эта игра гораздо ближе к какому-нибудь Murdered: Soul Suspect, чем к условному Vampyr.
Наш главный герой, детектив Эдвард Пирс, страдающий посттравматическим стрессовым расстройством на фоне участия в Первой мировой войне, отправляется в затерянный посёлок в Новой Англии, чтобы расследовать убийство дочери одного богача. Естественно, местные окажутся не рады новому гостю, а шаткое психическое состояние протагониста не раз проявит себя в самых неловких и неожиданных формах.
Устроен Call of Cthulhu практически линейно – главу за главой мы постепенно изучаем локации, исследуем улики и очень много общаемся с местными. Вариативность проявляется разве что в тех самых ролевых элементах и применении навыков, которые можно и нужно прокачивать герою. Знания медицины, психологии, красноречие, тайные знания и банальная сила – иногда мастерство в каком-то ремесле открывает неожиданные опции диалога или дополнительные решения, но на общий ход истории они влияют слабо. Даже концовка зависит скорее от финального выбора, чем от произошедших по ходу действия событий и изученных предметов.
Ужас снаружи
Интригующий детектив про оккультизм и Древних Богов, к несчастью, прерывается на примитивный стелс, казуальные перестрелки и бестолковые загадки. С последними Cyanide, кажется, совсем не заморачивались, взяв за образец самые банальные и муторные паззлы из квестов конца 90ых.
Причём чем дальше к финалу, тем более сумбурным и странным становится Call of Cthulhu. Спойлерить не будем, но кажется, что последнюю треть делали в жутком аврале, кидая в кучу всё, что только придёт в голову. В этом смысле заключается, наверно, главная проблема игры – она нередко производит ощущение не бюджетной, а небрежно сделанной работы. Даже сценарий, невероятно затягивающий поначалу, буквально на глазах начинает лихорадить совершенно бессмысленными и беспощадными поворотами.
Особенно видно неровности Call of Cthulhu по картинке. Откровенно слабыми вышли здесь разве что модели и анимации, а вот окружение – как повезёт. Одна комната может быть шикарно детализирована и наполнена мелкими интересностями, а за ней будет сине-зелёная пещера без декораций и ужасными текстурами.
Правда, замечаешь ты эти гадости скорее после того, как выходишь из игры. Передать макабрический липкий лавкрафтовский ужас, погрузить в неуютную атмосферу психологического триллера и завлечь в себя у Call of Chtulhu удаётся неплохо. И это всё-таки немного важнее далеко не безупречного исполнения.
***
Неровный, местами вызывающий недоумение или даже раздражение Call of Cthulhu всё же смог довольно убедительно донести дух и суть произведений Говарда Ф. Лавкрафта. Поклонникам творчества писателя и фанатам жанра обязательно стоит посмотреть, ну а всем остальным лучше не будить Великих Древних.