Kingdom Come: Deliverance - игра, мягко говоря, амбициозная. Настолько амбициозная, что десяти часов в бете и отдельной полуторачасовой презентации на Игромире не хватило, чтобы увидеть весь масштаб дебютной RPG от Warhorse Studios. К счастью, в «Буке» это понимали и потому решили устроить в конце ноября превью ивент, куда пригласили журналистов опробовать один из последних билдов.
Мы перебороли своё желание последовать традициям средневековых кутежей, и вместо того, чтобы бить друг другу морды в пьяном угаре, просидели за игрой более трёх часов, практически не вылезая за пивом. Проведенное время позволило снова трезво взглянуть на самый ожидаемый ролевой проект 2018 года и в очередной раз удивиться фанатичному желанию чехов сделать мало похожую на смежных представителей жанра игру.
Стишки дурацкие я совью и балладу вновь спою
Оригинальность, впрочем, штука довольно субъективная, и разработчики, понимая, что не всем придутся по нраву здешние геймплейные порядки, упреждают любопытство любителей Mount & Blade и классических RPG: «Наша игра очень медитативная» — говорит наш старый знакомый Тобиас Штольц-Цвиллинг со сцены. — «Здесь вы не будете тупо махать мечом направо и налево».
И Тобиас отнюдь не лукавил. Kingdom Come прежде всего про то, как вы долго путешествуете по землям детально воссозданной Богемии далёких лет, наблюдаете древний быт обычных крестьян и зажиточных господ, а в перерывах гуляете по фотореалистичным лесам, наслаждаясь натуральной красотой солнечных хитросплетений на покрове мха и переливами света на зеркальной глади журчащих ручейков.
Взять к примеру хотя бы один из первых квестов. В нем нам предлагают примерить на себя роль патрульного, охраняющего порядок на улицах крупного (относительно эпохи) города. Выполнив данное задание и еще парочку других, мы докажем эрлу, что горазды не только ковать мечи, но и служить под его началом.
В других играх девелоперы не стали бы досконально воспроизводить будни рядовых стражников. Скорее всего, они бы даже не утруждались отводить под это лишнюю строку в журнале. Отделались бы условным роликом (заметим, что неплохо поставленные катсцены тоже здесь присутствуют), который предварял бы заварушку посерьезнее и драматичней.
Но люди из Warhorse не такие. Это хорошо понимаешь, когда напарник по службе целых десять минут водит тебя от одной достопримечательности к другой, попутно рассказывая об назначении того или иного здания. Прерывается он за всю экскурсию лишь пару раз, чтобы позволить разрешить нам мелкий спор хитрой побирушки и купца, пожалевшего дать лишнюю милостыню, да выгнать нищего с территории храма, где по закону запрещено просить подаяния. В первом случае у нас есть выбор, как поступить: отругать попрошайку или применить навык убеждения к ее сопернику, надавив на чувства доброго христианина у горделивого богача.
Довольно нестабильной порядочностью доброго христианина, кстати, страдает и наш герой, что воспринимается еще одним штрихом к атмосфере и достоверности. Это, впрочем, не ограничивает игрока в действиях. Так, например, спасший нас от смерти мельник не притворяется альтруистом и просит вернуть долг в материальном эквиваленте.
Мы можем либо заработать деньги честным трудом, выполняя сторонние поручения, либо обратиться средневековым маргиналом и согласиться на предложение мельника ограбить палача, который так же плохо знает библию (наверное потому что не умеет читать) и подрабатывает тем, что осматривает покойников на предмет драгоценностей. Как видите, религия религией, а кушать надо всем, так что не стоит с ходу верить всему, что вам говорят и уповать на моральные принципы: вполне возможно, что ваш собеседник в худшие годы был ещё тем домушником.
Однако это не значит, что если вас уличат в преступлении, то все скоро забудут о ваших нечестивых делишках. Особенно стражники - те вообще станут замечать ваш лик за милю, а при встрече будут вежливо просить пройти с ними в тюрьму или на виселицу, в зависимости от тяжести правонарушения. Отделаться от них можно заплатив штраф, но не за каждые злодеяния будет следовать столь мягкое наказание.
Тыкай-тыкай, воин молодой, а завтра расстанешься с женой
Тем не менее, Kingdom Come не является совсем уж дотошным симулятором средневековья. Пусть проект всем своим видом показывает, что клишированные фэнтезийные миры с эльфами, драконами и орками давно осели у чехов на уровне печёнок, он все же остается игрой, в которой есть чем заняться помимо пополнения багажа знаниями о Богемии начала пятнадцатого века.
«Мы не сумасшедшие» — подтверждает Тобиас. — «Мы все-таки делаем игру, а не нечто другое».
Сейчас разработчики чистят баги и шлифуют оптимизацию. Если у них все получится, то мы увидим крайне оригинальную ролевую игру, которую, возможно, по достоинству оценят не все, но которая явно найдёт признание среди тех, кому надоели магические абракадабры и героические эпопеи. Чтож, хочется пожелать разработчикам удачи в их нелегком деле. Ну, а мы будем ждать игру, до релиза которой осталось всего два месяца.