Machinarium - традиционный point-and-click-квест, созданный семью чешскими разработчиками из Amanita Design. Бюджет игры не превысил $1000 а срок разработки составляет три года.
Этоn замечательный квест рассказывает историю, произошедшую в городе Машинариум на неведомой планете. Автор сеттинга игры Якуб Дворски задумал мир игры как место, куда люди свозят весь технологический мусор: робототехнику, компьютеры и различные механизмы. Однажды на планету-свалку попало несколько работоспособных разумных роботов, которые на месте машинной свалки возвели красивейший город Машинариум.
Игра начинается без традиционного вступительного ролика. Перед нами появляется местный мусоровоз, который вывозил из Машинариума отходы. Из транспортника помимо груды шестерёнок вываливается главный герой Йозеф. Первым делом нужно собрать его тело, которое при падении развалилось на части. Основное же задание - пробраться обратно в Машинариум и разыскать свою подругу. Сделать это непросто, так как девушка-робот взята в плен Бандой Чёрных Шляп, которые навеивают страх на всех обитателей мирного города. Ликвидируем членов банды, спасаем подружку и спасаемся из города бегством.
Игровой процесс в основном построен на взаимодействии с другими обитателями Машинариума. Чтобы открыть проход в новый уровень или заполучить необходимую деталь механизма нужно будет помогать другим роботам, пострадавшим от происков Чёрных Шляп. Так, злодеи отобрали у уличных музыкантов инструменты, а мозг робота-мэра заражён вирусом чёрношляпников-паразитов. Повторное прохождение занимает каких-нибудь полтора-два часа. Почему повторное? Потому что в первый раз вы потратите на игру примерно 4-5 часов, так как некоторые загадки отличаются приличной сложностью. В любой момент можно воспользоваться встроенной в игру системой подсказок. Помимо простой подсказки в виде "идеи" того, чего нужно достичь на текущем уровне, можно прибегнуть к особой книге, в которой в виде подробных рисованных скетчей описана задача Йозефа. Просто так открыть книгу нельзя - нужно пройти простенькую скролл-шутер игру.
Machinarium получила шесть призов в номинации "Лучшая инди-игра 2009 года" по мнению разных ресурсов. Редакция русского журнала "Игромания" присудила проекту награду "Квест года". Напоследок невозможно не упомянуть, что музыку для игры написал чешский композитор Томаш Дворжак и официальный саундтрек был выпущен отдельным CD.