Дилогия Syberia в умах поклонников point’n click адвенчур стала при жизни синонимом тонкого стиля, глубокой атмосферы, ярких персонажей и потрясающего ощущения интригующего и увлекательного приключения. Бенуа Сокаль безуспешно пытался повторить, кажется, чудом изобретённую им формулу – но ни Paradise, ни Sinking Island не нашли тот сокровенный уголок в сердце, где на долгие годы поселилась «Сибирь».
Несмотря на то, что в финале «Сибири 2» был поставлено вполне себе красивое многоточие, не сильно требующее новой главы, серию решили продлить. Релиза третьей части пришлось ждать тринадцать лет и целых пять лет после официального анонса лелеять себя надеждами на возвращение полюбившегося квеста. Печально, но даже преданному фанату Syberia триквел принесёт скорее разочарование, чем радость встречи.
Там, где есть страусы
Начинается Syberia в сугробе, в котором замерзает наша главная героиня, Кейт Уолкер. Её находит и отогревает племя юколов, к паломничеству которых присоединяется спасённая девушка. Вместе с юколами Кейт прячется от американских властей, сбегает от злых русских и закрывает весь приключенческий гештальт, что остался от двух предыдущих игр.
Для тех, кто играл в Syberia 1 и 2, история третьей части покажется не великолепной, но сносной – несмотря на шитые белыми нитками мотивации бледноватых антагонистов и обилие нарочитого фансервиса (включая нелепое возрождение одного из старых героев, которое уже заспойлерили в трейлерах), атмосфера приключения и дух чего-то неизведанного не покинул серию, да и Кейт, как и раньше, остаётся очень симпатичным персонажем.
Остальным, увы, повезло меньше – в отличие от приятно сумасбродной и яркой дилогии, второстепенные герои в Syberia 3 насквозь скучные, вялые и незапоминающиеся. Все пичкают бедную юристку своими горестями и проблемами, даже не пытаясь заинтересовать интересной предысторией, а усугублено это ещё слабой озвучкой и ужасной лицевой анимацией – особенно, на удивление, это касается английской версии. Это чуть ли не первый задокументированный случай, когда отечественная локализация оказывается на две головы лучше оригинала.
Геймпад строго рекомендуется?
Вообще небрежное техническое исполнение и исходящие отсюда проблемы – повод для отдельной речи. Данный обзор задержался на неделю по одной лишь банальной причине – сражаться с бесконечными багами, вылетами, проседаниями в частоте кадров, графическими глитчами и прочими ошибками в определённый момент стало практически невыносимо. Кроме этого, полно в игре и переводческого брака – тебя просят сделать одно, подразумевая совершенное другое.
Сейчас, спустя две недели после релиза, кое-что, включая некоторые строки текста, успели подлатать – и в игру уже в принципе можно играть, не держа под рукой валидола. Тем не менее, никакие патчи не поправят другие слабые места игры, к которым программный код имеет весьма опосредованное отношение.
Например, вряд ли что-то сделает картинку в Syberia 3 по-настоящему красивой и современной. Движок Unity и переход от пререндеренных фонов к полноформатному 3D-окружению стоили потерь в атмосферности и проработке деталей. Иногда «Сибирь 3» пейзажами и фонами вызывает приятные ностальгические воспоминания по прелестям оригинала, но нередко игра выглядит попросту устаревшей лет на десять. Отдельный ачивмент разработчикам – сделать игру одинаково неудобной в управлении как с геймпадов, так и с мыши, что особенно напрягает при встречах с лестницами, с которыми Уолкер находится в очень трудных отношениях.
Скрепя сердце, всё это можно было бы простить, если б смогла Syberia 3 в качественный point’n click. Чуда и здесь не произошло – Microids как будто все последние тринадцать лет провели в летаргическом сне и не заметили, как критическим образом изменилась индустрия за прошедшие годы. Возможно, поклонники жанра простят и традиционные искусственные ограничения, и странную комбинаторику, и плавающую сложность (в основном, кстати, низкую), но в целом «Сибирь 3» получилась слишком уж классическим квестом, чья механика порядком устарела ещё на момент выхода оригинальной дилогии. Среди загадок есть и те, которым хочется аплодировать стоя и те, которые могут вывести из состояния душевного равновесия и заставить громко и грязно ругаться вслух на разработчиков и дизайнеров, причём не по причине их сложности, а скорее из-за необходимости бегать туда-сюда и драться с неуклюжим управлением.
В результате, как не прискорбно, получается игра, у которой банально нет однозначно своего покупателя. Новым игрокам абсолютно наплевать на устаревший глючный квест с механиками, приказавшими долго жить ещё на рубеже 90ых и 2000ых, а ортодоксальные фанаты «Сибири» рискуют разочароваться в новой игре из-за среднего сюжета, невнятных персонажей и простеньких загадок. Разве что за мелодичный саундтрек Инона Зура Syberia 3 однозначно хочется похвалить – но этого трагически мало для однозначных рекомендаций к покупке.
***
«Сибирь 3» можно назвать «той самой Syberia» с огромным скрипом, постоянно делая скидки и оговорки то на техническое исполнение, то на повисший финал, то на нелепых антагонистов. Тем, кто не знаком с творениями Бенуа Сокаля или наоборот, любит их до самых потаённых уголков души, лучше избегать знакомства с третьей частью, по крайней мере, до ощутимой скидки.