Hearthstone: Heroes of Warcraft является одной из самых быстроразвивающихся и набирающих популярность у публики киберспортивных дисциплин. Сообщество игры успешно растёт с каждым днём и одним из таких центров роста является площадка студии Starladder.tv, которая освещает большинство крупных соревнований по Hearthstone, а заодно проводит собственный масштабный турнир SL i-League Starseries.
Мы пообщались с одним из комментаторов студии, Игорем «boroda» Безбородовым, и он добродушно ответил на все наши вопросы. Если вы давно хотели узнать, когда же Игорь начнёт собственный стрим и как началась его карьера на SLTV – все подробности по тексту ниже.
- Игорь, расскажи немного о своей работе на студии Starladder и ответь, почему в Сети о ней так мало информации?
Я переехал в Киев два года назад и, по сути, за время работы на SLTV сменил два направления. Два «танковых» проекта, на которых я работал (World of Tanks и Tanki Online), постепенно отошли, а меня всегда интересовали карточные игры, пошаговые стратегии, очень нравились «Герои Меча и Магии 3». Так я пришёл в Hearthstone и втянулся, хотя поначалу бывало и так, что утром, например, у меня комментирование китайского дивизиона HS, а вечером – «танки», это было нормальным явлением. Сейчас же я сфокусирован только на Hearthstone, хотя всегда за любой кипиш, всегда рад помочь, подсобить. Кстати, из-за вот этой трудовой миграции как раз информация и «потерялась» – по WoT меня помнят и как игрока, я в принципе геймер по жизни.
- А какие ещё есть любимые игры?
Я вообще, как уже говорил, изначально пришёл из «танкового» мира, поэтому все проекты с этим связанные и отслеживал, и играл серьёзно. Если уйти в историю – первая игра… наверно даже не вспомню, я думаю, что первый StarCraft и дополнение Brood War. Из последнего нереально запал в душу Ori and the Blind Forest. Я играл на плазме в студии, как раз между и после эфиров – очень приятное времяпрепровождение! Ну а так, если ещё что-то назвать – какой-то Quake, Fallout, в общем, я боюсь начать перечислять, потому что однозначно забуду про что сказал, а про что нет. Конечно, поигрываю ещё и в Overwatch, WoT стараюсь не забывать. Новый Quake жду.
- С вводной частью покончили, переходим непосредственно к рабочим моментам. Hearthstone в принципе не очень зрелищная игра, основное его время занимает обдумывание игроками вариантов хода. У каждого комментатора свой секрет развлечения аудитории – шутка, приведение статистики, аналитика. Есть собственные фишки и методы работы с публикой?
В основном это истории из ладдера. Аудитория Hearthstone – публика играющая, во многом благодаря наличию мобильного приложения их любимая игра всегда с ними и они сами сталкиваются со многим во время игры. Люди приходят после трудового дня развлечься, расслабиться, я и сам очень люблю посмотреть стримы и вообще завсегдатай Twitch – слежу и за опытными игроками-стримерами, и за молодыми дарованиями и всегда стараюсь почерпнуть что-то интересное. Поэтому в основном просто пытаюсь развлечь какой-то игровой историей или нестандартной ситуацией.
- А есть любимые стримеры? Может быть топ-3?
Мне очень нравится товарищ P4Wnyhof, я его очень давно начал смотреть, ещё на старте. Он стримит пять дней в неделю и в плане подхода к стримерству он уникален. Конечно же, смотрю коллег – и LEBED93, и Olesami, и Twaryna, все они тоже большие молодцы. Очень нравится Reynad, его несколько наркоманский подход к декам дарит много эмоций. Жаль, что редко попадаю на стримы Amnesiac, у него потрясающий подход к ОТК-колодам и наблюдать за ним очень интересно – и за процессом создания колод, и за ходом мыслей, и за игрой.
- Настало время каверзного вопроса. Когда же будет свой стрим?
Я очень надеюсь запустить его в сентябре. Проблема стрима в том, что делать его нужно замечательно, качественно и на высшем уровне. Естественно, что необходим хромакей, без него я вообще не могу представить трансляции, нужна камера, нужен правильный хороший свет. Я фундаментально подхожу к вопросу и зачастую это меня и топит. Плюс, на Starladder я ещё работаю штатным фотографом, единственным и незаменимым, поэтому меня иногда нет даже на комментаторском месте – снимаю профессионалов CS, Dota и так далее, а это тоже проблема – если начинаешь стримы, то нужно ведь и расписание, и система. Попробую начать в сентябре, буду надеяться, что получится.
- Hearthstone в последнее время пережил много изменений – в первую очередь разделение на стандартный и вольный режим. Многие отмечают, что комментировать стало бодрее и интереснее – какие твои мысли?
Стало действительно интереснее – из турнира в турнир, несмотря на все дополнения, люди привозят разные колоды. Посмотреть на того же Xixo или Stancifka – они экспериментируют и это здорово. Я считаю, что изменения – это здорово. Вот многие ругают «Вечеринку в Каражане», дескать, многие карты неиграбельны – но посмотрите на Барнса или на нового великана, там может родиться столько новых комбинаций, например, миракл-разбойница или вообще возвращение колод с Малигосом. На это и смотреть, и комментировать гораздо приятнее.
- Были ли во время трансляций интересные происшествия, кроме того случая на китайских квалификациях, когда на Михаила Лебединца упала лампа освещения?
Ох, эта лампа всем запомнилась! Вообще я видел, как она падает, но ничего не мог поделать – у нас же наушники, провода, стул, есть шанс своим подвигом спасения сделать всё ещё хуже. Мало кто знает, но тогда слева от Михаила сидела ещё и Олеся вместе с гримёром, и я с ужасом смотрел, как лампа падает аккурат между ними. А так подобных происшествий не было, но в принципе забавных ситуаций случается много, в основном игровых. Но так режиссёры постоянно как-то подшучивают, с параллельных эфиров приходят люди, с «помощью», поэтому не соскучишься.
- Иногда комментаторский рабочий день ненормированный – нередко в один день подряд проходят два больших стрима по нескольку часов. Как справляешься с нагрузками и стрессом?
У меня в целом неплохая выносливость, в своё время я снимал свадьбы в своём городе, там тоже приходилось, грубо говоря, по пятнадцать часов с фотоаппаратом ходить – и это нормально. Первое время на SLTV, конечно, было тяжело, но потом как-то привыкаешь. Тем более это ведь любимая работа, которая приносит радость – просмотр интересных игр, чат, общение с коллегами доставляет удовольствие. А в плане перерывов – водички попить, кофе обычно помогает. Что касается отдыха и графика, то я понял, что на протяжении двух лет я абсолютно потерял счёт в днях недели – совершенно нормально пойти на работу в субботу или воскресенье, но, опять же, это любимая работа и я благодарен, что вот так всё сложилось.
- Последний вопрос. Скоро у Hearthstone появятся два солидных конкурента – «Гвинт» по вселенной Witcher и Elder Scrolls: Legends. Смогут ли они потеснить Hearthstone и повлиять на него, какие предсказания?
Всё зависит от разработчиков, но у Hearthstone: Heroes of Warcraft есть важнейшее преимущество – мобильная версия. Я сам играю даже не на планшете, а именно на мобильном телефоне. Раньше на переменках дети бегали и бесились, то теперь сидят тыкают в телефоны.
- Большое спасибо, удачи в работе и успехов!
Пожалуйста, я всегда за любую движуху кроме войны и голодовки!