Название выставки: ИГРОПРОМ 2025
Дата проведения: 19-21 сентября 2025 года (Москва, event-площадка MAIN Stage)
Ключевые проекты: «Земский собор», Kanun 1919, Frozen Ship, Satellite Odyssey: Prologue, «Спарта 2035» и Warplanes Inc. Online
Выставку посетили: Андрей Воронов и Мария Трикстер
В третий сентябрьский уик-энд московская площадка Main Stage снова стала центром притяжения для всех, кто интересуется российской игровой индустрией. С 19 по 21 сентября здесь прошёл фестиваль-выставка «ИГРОПРОМ 2025», собравший профессионалов, инди-разработчиков и любителей игр.
Мероприятие объединило разные форматы: деловой день для профессионалов и открытые выходные для широкой публики. Уже с первых минут у стендов выстраивались очереди, работали шоукейсы, демоверсии, ретро-зоны и VR-площадки, проводились мастер-классы и косплей-шоу. Атмосфера была насыщенной и радостной.
Фестиваль показал, как российская индустрия растёт, объединяет разные поколения игроков и создаёт пространство для обмена опытом, профессионального общения и демонстрации новейших технологий.
Бизнес-день (19 сентября)
19 сентября полностью посвятили профессионалам: разработчикам, издателям, инвесторам и образовательным организациям. Вход открылся в 9:00, что позволяло спокойно пройтись по стендам, обсудить проекты и установить контакты до прихода широкой публики.
Стенды, переговорные зоны и аллея мастеров работали без очередей. Центральными точками стали панельные дискуссии. Обсуждались тренды, роль платформ и поддержка инди-студий.
«Смотрите, мы открыты для всех. Основное требование — соответствие российскому законодательству. Второе — техническое качество самой игры. Третье — мы проверяем промо-материалы, опять же, на соответствие законодательству. Если все эти аспекты соблюдены, пожалуйста, welcome на платформу. Никаких других ограничений и требований нет.» — Александр Михеев, CEO VK Play, генеральный директор АПРИОРИ.
Юридические и бюрократические вопросы рассматривались отдельно. Эксперты говорили о трудностях подачи грантов, налоговых льготах для малых студий, механизмах субсидирования и интеграции образовательных программ.
«Любая игра поддерживается исходя из экономической целесообразности. Если у студии нет денег, она не сможет содержать проект себе в убыток. Принуждать студию к поддержке — абсурд. В индустрии действует принцип as-is: пользователь принимает правила лицензии и играет на этих условиях.» — Александр Журавлёв, управляющий партнёр ЮК «ЭБР».
Компании использовали бизнес-день для презентации своих продуктов, например, IT-холдинг 1Т показал платформу «1Т Мир» с редактором уровней, возможностью создавать героев и шутер-модели. Параллельно демонстрировались инди-платформеры, стратегические симуляторы, мобильные и VR-игры. Это позволяло собирать обратную связь, обсуждать механику и выявлять потенциальные проблемы до выхода на рынок.
«Конечно, в будущем мы можем рассмотреть и Steam, но начинать с VK Play – логичный шаг для нас как для российской студии. VK Play активно развивается и помогает российским разработчикам, кроме того, здесь проще получать обратную связь от русскоязычных игроков и быстро дорабатывать игру с учетом их пожеланий. Нам хочется, чтобы российские платформы развивались, и мы рады внести вклад в это.» — Сергей Русских, креативный директор Cyberia Nova.
Полное интервью с Сергеем Русских можно прочесть здесь.
Премия «НАШ ИГРОПРОМ 2025»
Вечером того же дня состоялась церемония награждения премии «НАШ ИГРОПРОМ 2025». Открылось всё выступлениями ансамбля Arcanum и группы «Квадратный человек», после чего были объявлены победители в следующих номинациях:
- Ещё один ход! — «Спарта 2035»;
- Игрочтиво — Siberian Way;
- Исследуй и прыгай — Slavania
- Карманный гейминг — «Три богатыря. Арена приключений»;
- Мем и угар — «Русы против ящеров 2»;
- Кооп — «КЛЕТЬ»;
- Приключения — Choice of Life: Wild Islands;
- Раз за разом — «Бессмертный. Сказки старой Руси»;
- Ролевой опыт — «Сатурн»;
- Лучший экшн — Drakkar Crew;
- Культурный Код — «Северный путь»;
- Образовательная игра — «Мы живем в России. Узнаем новое, играем и учимся с Бодо Бородо»;
- Лучший 2D графон — «Бессмертный. Сказки старой Руси»;
- Лучший 3D графон — «Спарта 2035»;
- Свело олдскулы — Iron Meat.
Специальные награды получили:
- Выбор энциклопедии Руниверсалис — «Сатурн»;
- Выбор VK Play — Seaward Pirates;
- Выбор радио Maximum — Iron Meat;
- Личный выбор ведущих — «1С: Война миров. Сибирь»;
- Выбор стримеров — «КЛЕТЬ»;
- Выбор Игропрома — «А горюшко вслед собакою», «Штурм», «Union of Gnomes»;
- Лучший стример — beloved_lisa.
Для многих участников участие стало возможностью не только получить признание жюри, но и наладить контакты с издателями и игроками.
Публичные дни (20–21 сентября)
С 20 по 21 сентября Main Stage превратился в большой игровой праздник. Открылись выставочные стенды с демоверсиями, косплей-шоу, ретро-зоны, VR-арены, зоны настольных игр, музейные локации и мастер-классы.
Общее количество посетителей достигло около 12 000. Было представлено 119 стендов и 63 игры. Каждый мог найти что-то для себя: от классических проектов до свежих инди-релизов, от образовательных мастер-классов до киберспортивных турниров.
Косплей стал одним из главных развлечений. Двухдневное шоу на главной сцене привлекло сотни участников. Призовой фонд составил миллион рублей. Конкурс включал множество номинаций и профессиональное жюри.
«Рекламировать свою игру среди других разработчиков — считаю, что это ошибка номер один. Почти всем проектам не хватает маркетинга и продвижения, особенно B2C-мероприятий, где можно было бы устроить живые плейтесты для игроков. Таких событий очень мало. Чем быстрее потенциальный игрок узнает о проекте, тем лучше и полезнее это для разработчика.» — Александр Егоров, руководитель медиа и направления инди VK Play.
Полное интервью с Александром Егоровым можно прочесть здесь.
Также на меропроятии проводились презентации для инвесторов, разработчики демонстрировали механики и визуальные решения, обсуждали идеи с аудиторией и собирали мнения по улучшению интерфейсов.
Стендовая экспозиция получилась по-настоящему глубокой и разнообразной: экшен «Спарта 2035», стратегия War Legends, тактика Cat's Wars, дизельпанковый Kanun 1919, «выживач» Frozen Ship, космические и ретро-проекты вроде Satellite Odyssey, адаптация настольной Catan в цифровую LandLords, аркадные и платформенные игры.
Деловая программа и киберспорт
Круглые столы, панельные дискуссии и выступления экспертов продолжались и в выходные. Обсуждались финансирование, монетизация, господдержка, экспорт и развитие кадров. Также рассматривались новые форматы обратной связи с игроками и тестирования механик.
Цифровой спорт и киберсоревнования получили отдельную сцену. Второй этап Фестиваля цифрового спорта включал SMP Racing и другие турниры. Турниры привлекали любителей, профессионалов, местные команды и стримеров, создавали зрелищность и коммерческую ценность.
Отдельные соревнования были открыты для семейного участия, вовлекая новичков и опытных игроков. Форматы турниров варьировались от гонок до коллективных стратегических игр, что позволяло участникам активно взаимодействовать.
Организация и практическая ценность
Пропускная способность площадки была высокой, хотя на популярных зонах возникали очереди. Фуд-корты были загружены. Атмосфера оставалась живой: семьи с детьми, косплееры, блогеры создавали ощущение массового события, а профессионалы — рабочей площадки.
Для разработчиков фестиваль был полезен как площадка для тестирования проектов, получения обратной связи, установления контактов с инвесторами и поиска менторов. Студенты и образовательные программы показали учебные проекты, а победители конкурсов закрепляли свои достижения в профессиональном сообществе.
Популярные блогеры и медиа
Популярные блогеры также не обошли мероприятие стороной: многие вели стримы и делали репортажи прямо с площадки. Мы пообщались с парой очень колоритных и интересных Youtube блогеров.
«Комнатный рыцарь», известный канал о Средневековье, поделился свежими открытиями: он рассказал, что в раннем Средневековье ткани окрашивали с помощью ферментации сырья, а у домов викингов уже встречались стеклянные окна — детали, которые редко упоминаются в популярных источниках.
Блогер отметил, что историческая реконструкция и ролевые игры помогают лучше почувствовать атмосферу того времени, а популярное фэнтези во многом опирается на средневековую эстетику. При этом он мечтает, чтобы разработчики обратили внимание на другие эпохи, например, раннее Средневековье Венгели, где есть уникальные культурные и архитектурные особенности, которые могли бы вдохновить новые игры.
«Найтмэр», известный своей любовью к вселенной «Ведьмака», рассказал о своем опыте фехтования и создании аутентичного косплея специально для собственного канала, рассудительно поставил Йеннифер на первое место в топе любимых героинь и выбрал фаворитом Школу Кота, а также отметил, что отечественный дубляж видеоигр гораздо лучше сохраняет колорит славянской атмосферы, чем оригинальная озвучка.
Тем, кто увлекается средневековой эстетикой, стоит обратить внимание на оба канала: один погрузит в детали быта и культуры далёкой эпохи, другой откроет закулисье вселенной «Ведьмака» с её героями и атмосферой.
Кроме того, на площадке мы сфотографировались и пообщались с Виталием Казуновым из IXBT.Games — краткий диалог получился приятным и содержательным. Обменялись впечатлениями о мероприятии и пожеланиями успехов в работе.
В сухом остатке...
Фестиваль показал, что внутренняя экосистема российской игровой индустрии готова к масштабным публичным мероприятиям. Основные проблемы остаются: маркетинговая зрелость команд, экспортный потенциал и инфраструктурные нюансы.
Позитивные стороны: рост профессионального уровня команд, расширение жанрового разнообразия и интерес к ретро-форматам.
Коммерческий эффект проявился через участие спонсоров, медиапартнёров и крупных издательств. Стенд-демонстрации и сцена презентаций позволяли разработчикам получать прямые контакты и заключать договоры на паблишинг.
Организаторы подготовили онлайн-отчёты, видеозаписи и фоторепортажи, позволяя тем, кто не смог прийти лично, ознакомиться с ключевыми моментами, победителями и демонстрациями.


2493































