Название игры: Horizon: Zero Dawn
Российское название: Horizon: Zero Dawn
Жанр: RPG
Дата выхода: 28 февраля 2017 года
Разработчик: Guerrilla
Издатель: Sony Computer Entertainment
Платформы: PlayStation 4
E3 в этом году была особенно жаркая: много анонсов, еще больше переизданий, несколько действительно шокирующих моментов (от Ю Сузуки с протянутой рукой до почти феноменального жеста Microsoft) и – самое главное – крутых игр. Подробнее о наших впечатлениях вы можете прочитать где-то по соседству, а здесь будет список из пяти важных тенденций – то, что сформировало лицо E3 2015, и что будет править бал остаток года. Аккурат до следующей выставки.
1. Снова в школу
Куча переизданий, ремейков портов и других страшных слов случалась регулярно, начиная года этак с 2010, но именно на этой E3 количество обновленных игр достигло слегка болезненного пика. Загибайте пальцы: подружившиеся с новыми приставками Dishonored, Gears of War и God of War 3; консольная версия последней Divine: Divinity и римейк Final Fantasy 7, по поводу которой у публики случился множественный оргазм.
Тут, конечно, можно пуститься в бубубу, что, мол, новых идей нет, индустрия в кризисе, разработчики за длинным рублем и так далее, но оглядитесь вокруг. В кинотеатрах очереди собирают новые фильмы про динозавров, безумных и железных людей – оригинальные картины старше своего среднего зрителя. Просто в сфере развлечений случился очередной виток, вышедший на то же самое, только уровнем выше; ничего страшного, так всегда бывает, скоро пройдет.
2. Мобильный мир – ты лучший самый
Через три часа после презентации Bethesda я играл в Fallout: Shelter на айпаде. Три часа назад я ничего про нее не слышал; никто не слышал – наверное, это был первый случай, когда с продуктом, показанным на E3, можно было ознакомиться в этот же день.
Игру анонсировали прямо посреди конференции – где-то между Fallout 4 и DOOM. К вечеру все принялись скачивать, к следующему вечеру выяснилось – если все так пойдет дальше, Shelter заработает больше, чем Fallout 3.
Индустрия, опять же, давно заигрывает с мобильным форматом, но впервые делает это в открытую – на большом экране, в одном ряду с великими (заочно) играми. Если еще несколько лет назад приложения транслировали из-под полы, стесняясь, словно показывая талантливого, но слабоумного братца, то теперь – к черту приличия. Bethesda, взяв на себя роль первопроходца, показала не только Shelter, но и карточную игру по другой, священной для многих вселенной, – The Elder Scrolls. Позже к флешмобу присоединился Square Enix, анонсировавший раннер по Ларе Крофт.
3. Сами мы не местные
Не совсем тенденция – скорее прецедент, вполне способный этой тенденцией стать. Когда показали первые кадры Shenmue 3, мир вздохнул. Когда вышел Ю Сузуки под гигантской надписью Kickstarter – мир выдохнул. Как выяснилось, мэтр запустил кампанию на сервисе, куда мэтру и не положено бы соваться; для того, чтобы «спасти Shenmue» требовалось два миллиона долларов. Необходимая сумма набралась за девять часов, а первый миллион – быстрее, чем у некоторых длится половой акт (ну, бывают счастливчики).
В этой истории интересно вот что: разумеется, никто на два миллиона делать не будет. На три, пять, десять – тоже. Для инвестора (судя по принадлежности конференции, это Sony) кампания на «Кикстартере» послужит этаким индикатором – ждут ли игру или нет. А теперь задумайтесь – сколько игр можно возродить, руководствуясь такими вот данными платящей фокус-группы? Не собрать копейки у игроков, годами мусоля 2D-платформер, а взять убедительный старт, чтобы потом перейти под крыло гигантской компании, которая уже будет уверенна – да, к продукту есть интерес.
В общем, прогноз – через пару лет все большие лидеры будут выводить подзабытые серии под лозунгом: «#спасиX».
4. Америка VS Япония: 0:5
Когда это началось? В 2005-ом, когда Sony показала Killzone 2? В 2009-ом, когда Heavy Rain? В 2011-ом, когда Vita и третий Uncharted? В 2013-ом, когда… да вы сами помните, что было. В общем, традициям верны – Sony опять втоптала главного оппонента в грязь, да еще и попрыгала сверху. Реанонс Last Guardian, ремейк Final Fantasy, Horizon: Zero Dawn и, наконец, геймплейный ролик Uncharted, рвущий – при всей нашей любви – «майкрософтовскую Lara Croft в клочья.
Что забавно, несмотря на безоговорочные победы на E3, японцы редко выжимали из этого что-то стоящее. Второй Killzone был просто фальшивкой, враньем, на PS Vita сейчас забила даже сама Sony, Heavy Rain, что называется, не оправдал ожиданий. Даже после E3 2013 Microsoft поднялась на ноги и ответила кровному врагу парой сильных хуков. Нет у Sony инстинкта убийцы – и, возможно, дивиденды с победы на этой E3 тоже окажутся минимальными. Но это уже другая история.
5. Реального мира мало
Очки виртуальной реальности уверенно идут по трупам всех скептиков – их лидер, Oculus Rift, благополучно пережил уйму итераций, запустил кучу эпигонов и вот-вот выйдет в широкий релиз. Что с ними будет пока все же неясно, но факт на лицо – технология прожила уже гораздо дольше, чем мы думали.
Все мало-мальски приличные компании про виртуальные очки на E3 2015 были, но «зажгла» следующая ступень эволюции: Hololens. Это, если коротко, очки дополненной реальности – то есть, картинка не погружает вас в выдуманный мир, а дополняет имеющийся. Ближайший ориентир, стучащий автору в голову – серия проектов на Wonderbook для PS3. Привычную комнату заселяют монстры из игр, на письменном столе оживает Minecraft, а в ванной, видимо, разворачиваются морские сражения. Гвоздь программы – реальный объект из нашего, телесного мира, можно просканировать и отправить в мир виртуальный; будущее не наступило – оно здесь, рядом.