Название фестиваля: Игрокон 2025
Тип мероприятия: Фестиваль настольных игр и увлечений
Дата проведения: 7-9 марта 2025 года (Москва, «Крокус Экспо»)
Организатор фестиваля: Hobby World
Важные проекты: Pathfinder, Warhammer, Battletech, «Воевода», Escape from Calypso, Dead Weight, Steel Seed, Sea Walker, «Сердце Алтая», «Корея. Серия ИЛ-2» и другие.
С 7 по 9 марта в «Крокус Экспо» прошёл фестиваль «Игрокон 2025». В отличие от мероприятий вроде «Игропрома» и «Рэд Экспо», на которые я обычно хожу, его основная тема — настольные игры.
Однако в этом году (фестиваль проходит с 2015-го) организаторы не ограничились лишь ими: на нескольких стендах представили компьютерные инди-игры, созданные при поддержке фонда Indie Go и Агентства креативных индустрий (АКИ). Также были проекты от компании «Бука», авиасимулятор от 1С Game Studios, демонстрация покраски миниатюр (как настольных, так и коллекционных), «Аллея авторов» и многое другое.
О настольных играх
Настольные игры по-прежнему остались основной частью фестиваля. Один из двух залов, которые занимала выставка, был почти полностью отдан под игровые зоны, где посетители могли попробовать самые разные настолки — от лёгких игр на поиск предметов, вроде «Море волнуется», до полноценных (пусть и укороченных) ролевых партий в Shadowrun или Pathfinder.
Зон было несколько, чтобы каждый мог найти развлечения по душе. В «Игротеке» можно было сыграть в популярные проекты от Hobby World (главного организатора фестиваля). В варгеймовом секторе были тактические игры — Warhammer, Battletech и отечественные аналоги вроде «Воеводы».
Отдельные зоны выделили для хардкорных игроков и для детей. Партии по настольным ролевым играм также проходили на отдельной площадке. Была своя секция и у экспериментальных авторских проектов, которые могли оценить бывалые настольщики. Среди авторов даже провели конкурс с наградами.
Кроме Hobby World, свою зону имело издательство «Эврикус», где можно было не только поиграть, но и выполнить ряд квестов. За их прохождение давали небольшую игру (её можно было пройти и в одиночку), а за размещение фото в соцсетях — блокнот.
Стенды других издательств (Crowd Games, CrowdRepublic, «Яхад», «Фабрика игр» и др.) тоже предлагали попробовать свои проекты, но дополнительных активностей на них, увы, не было.
Особенно выделялся стенд компании «Звезда». Во-первых, он находился не в торговой зоне, как большинство магазинов, а во-вторых, здесь предлагались не только настолки, но и разнообразные модели: от игровых, используемых в варгеймах, до коллекционных и даже предназначенных для создания масштабных диорам. Несколько таких миниатюрных полей сражений были представлены прямо на витрине.
Лично мне удалось опробовать лишь две игры — «Чёрную книгу» и «Изнанку». Причём каждая партия (неполная, включавшая всего одну главу из всей истории, описанной в книге правил) заняла примерно полтора часа. Так что тестирование настолок оказалось гораздо более затратным по времени (и трудоёмким, учитывая сложные правила), чем прохождение демоверсий видеоигр.
Зал №2
Хотя компьютерные развлечения занимали меньшую площадь, проектов среди них было немало. Это были не только игры, но и, например, облачный сервис Fog Play от МТС и танцевальная аркада на стенде VK Video.
В этом же зале находился лекторий, где можно было послушать выступления экспертов настольной индустрии. Темы были самые разные — от истории франшизы «Мир тьмы» и моделей компании «Звезда» до сессии вопросов и ответов с актёрами дубляжа аниме-новинок, викторины по Подземельям Чикен Карри и мастер-класса по рисованию драконов.
К сожалению, в отличие от «Рэд Экспо», в лектории «Игрокона» не велась запись выступлений. Так что пропустить лекцию означало потерять возможность её посмотреть. Кроме того, выход из лектория вёл в обход фестиваля, из-за чего посетителям приходилось заново проходить через турникет вместе с новоприбывшими.
Теперь о компьютерных играх. В ретрозоне можно было поиграть в сборники для Sega и Dendy, а на стенде Fog Play протестировать облачный гейминг от МТС. Правда, на стенде было доступно лишь около десяти игр, включая Mortal Kombat и Pacific Drive.
Рядом находился стенд Virpil Controls с авиасимулятором «Корея. Серия ИЛ-2». Белорусская компания Virpil, специализирующаяся на аксессуарах для авиасимов (джойстики, кресла, шлемы), была главной на площадке, а 1С Game Studios просто предоставила саму игру. Очередь к двум «пилотским местам» выстроилась внушительная.
А вот к стендам Indie Go и АКИ очередей почти не было. Но не из-за плохого качества игр — просто большинство демоверсий можно было пройти быстро, без долгого изучения правил или сложного подключения оборудования.
Впечатления от демоверсий
Больше всего мне запомнилась Escape from Calypso — 2D-хоррор в духе Dead Space и Resident Evil. Управление прицелом там пока неудобное, но разработчик (единственный человек в команде, который лично отвечал на вопросы) обещал доработать систему.
Dead Weight — тактические воздушные бои в духе Into the Breach с интересной механикой. Отряд 22 оказался практически клоном Door Kickers, но выполнен качественно. Дети берёзы — платформер-метроидвания на основе славянской мифологии, но без заезженных сюжетов про Кощея и богатырей.
Из проектов «Буки» Memory Lost уже вышел и предлагает механику перемещения в тела врагов. Steel Seed (релиз — 10 апреля) сочетает бои в духе Dark Souls, стелс и платформинг в научно-фантастическом сеттинге.
Antelus Games представили несколько своих игр: Heart of Altai, где нужно исследовать Алтай, играя за тревел-блогера, раскрывающего тайны своего отца, Sea Walker — стимпанковую игру, где предстоит управлять целым островом в поисках суши, с элементами RPG, RTS и сражений с пиратами. А для любителей хорроров привезли Nightmares Awake, где девочка пытается выбраться из кошмаров, вдохновлённых произведениями Гоголя.
Не только видеоигры
Были и другие необычные стенды. Например, Utopia Show — YouTube-канал о мистике и заговорах, недавно сотрудничавший с «Мир Кораблей». А стенд №26 представлял строящийся «Кластер видеоигр и анимации» в Сколково, где можно было совершить виртуальную экскурсию.
В Аллее авторов продавались оригинальные вещи ручной работы, а на главной сцене три дня проходили презентации, конкурсы и косплей-дефиле.
Отдельно стоит упомянуть стенд фабрики «Рот Фронт», где раздавали бесплатные шоколадные батончики. Приятно, но можно было и переборщить с таким количеством — другой еды и напитков на фестивале достать было нельзя.
В сухом остатке...
В целом, фестиваль «Игрокон» оставил положительные впечатления. Жаль, что не всё удалось успеть и интервью взять не у всех, но это уже моя вина. Запись лекций и более стабильный Wi-Fi, конечно, не помешали бы. В остальном фестиваль был насыщенным, а возможность пообщаться с разработчиками и опробовать игры делает его действительно ценным событием.
Конечно, учитывая что «Игрокон» проходит там же где и «Рэд Экспо» и последние «Игромиры» (а в этом году собираются проводить «Игромир» от Яндекса), сравнений не избежать. В некоторых моментах «Рэд» выглядит масштабнее и «отполированней». Однако выставка, организованная Hobby World, получилась на достойном уровне, со своими фишками и запоминающимися моментами.