Название в мире: Сто лет тому вперёд
Жанр: фантастика, приключения
Премьера (РФ): 18 апреля 2024 года, «Централ Партнершип»
Страна: Россия
Режиссёр: Александр Андрющенко
Сценарий: Андрей Золотарев, Александр Андрющенко, Ксения Мирошник
Продюсер: Михаил Врубель, Александр Андрющенко, Фёдор Бондарчук
Оператор: Михаил Милашин
Композитор: Игорь Вдовин
В ролях: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Фёдор Бондарчук, Александр Петров, Юра Борисов, Софа Цибирева, Матвей Астраханцев, Кирилл Митрофанов
Возраст: 6+
Время: 142 минуты
Бюджет: 900 000 000 рублей
Похожие фильмы: «Гостья из будущего», «Назад в будущее»
Оценка фильма: 8.5 из 10
Признаюсь сразу, что идя на просмотр фильма «Сто лет тому вперёд» я был настроен весьма скептически. Слишком уж много ремейков, перезагрузок и прочих переосмыслений делаются последние годы людьми, которые хотят заработать денег на популярном бренде, но даже не пытаются понять, чем так цеплял исходный материал и что именно из этого найдёт отклик у современной аудитории. Несмотря на весь скепсис, меня ждал приятный сюрприз.
Сто слов тому вперёд
Фильм оказался весьма крепким и даже увлекательным блокбастером, сделанным по всем голливудским канонам, при этом не забывшим свои отечественные корни. Да, есть мелкие шероховатости, пара сценарных просчётов, к тому же часть финальной битвы можно было бы и сократить (причём сделав это так, чтобы получилось бы даже логичнее).
Но и указанные выше недочёты в каком-то смысле оправданы, поскольку вытекают из задумки автора соответствовать духу голливудских боевиков, где наслаждение зрелищем и эмоциональное вовлечение зрителя берут приоритет над жёсткой логикой. Так что можно смело сказать, что картина режиссёра Александра Андрющенко «Сто лет тому вперёд» смотрится достойно даже без оглядки на книгу-первоисточник Кира Булычёва и советский сериал «Гостья из будущего».
Охота за Космионом
На случай, если вы вдруг не знакомы с культовой советской фантастикой и в частности с циклом про Алису от Кира Булычёва. Алиса Селезнёва живёт в светлом будущем, через сто лет после тех событий, которые происходят здесь и сейчас. Причём в фильме наш 2024 год примечателен для Земли ещё и тем, что именно в нём человечество (а точнее кибер-атлет Фима Королёв) вступило в первый контакт с инопланетянами (с курьером, который не туда прилетел, а потом ещё вклинился в переговоры команды в турнире по шутеру подозрительно напоминающему Warface).
В целом, довольно многие персонажи второго плана стали в новом фильме важнее для сюжета. А злодеи — масштабнее. Глот (да, Глот с планеты Катрук, а не Крыс с планеты Крокрыс) теперь не просто космический пират, а самый главный в Пиратском Альянсе. А мама Алисы, Кира Селезнёва теперь крутой межгалактический агент, которая на одной из опаснейших миссий самолично отняла у Глота Космион — особую частицу, сливающуюся с организмом, наделяя носителя способностью перемещаться на сто лет назад и вперёд во времени. Вот так миелофон и машина времени теперь соединились в один «сюжетный двигатель».
Большая часть всей этой экспозиции, кстати, подаётся от лица Коли Герасимова. Причём многие сцены ещё и показаны в стиле компьютерной игры. Отмечу и тот факт, что герой нашего нового времени по-прежнему творческая и легкомысленная натура, хоть и осовремененная — пишет рэп, заводит роман с «королевой» класса, а получив по морде от парня «королевы» и оставшись после уроков за участие в драке, случайно находит Космион спрятанный в подсобке.
Последним на сцену в этом получасовом вступлении выходит Весельчак У. Уже не притворно-добродушный толстяк, а лихой молодец, орудующий двумя клинками, но всё равно любящий пошутить, иногда даже смешно. И теперь он не просто туповатый прихвостень Глота, а очень даже самостоятельный персонаж, со своими планами на Космион.
И вот когда Глот и Весельчак прилетают на Землю, чтобы отобрать у оказавшегося в 2124 году Коли Космион, круговерть событий втягивает зрителя в тот самый мир приключений ради погружения в который и приходят на подобный фантастический экшен.
Не будь ко мне жестоко
Драки в «Сто лет тому вперёд» поставлены хорошо, хотя и не всегда сняты ровно. Но эффекты и всякое слоу-мо добротные, а главное хорошо вписывающиеся в происходящее. А не сделанные для галочки и от того бросающиеся в глаза, как в некоторых проектах.
Помимо, собственно, экшена, в фильме есть немало юмора, отсылок к современной культуре и конечно же обязательная любовная линия Коли и Алисы. Последняя, впрочем, ограничивается парой поцелуев, что на мой взгляд является хорошим компромиссом между современными веяниями и первоисточником, где и герои моложе были.
Вообще, критиковать «Сто лет тому вперёд» достаточно сложно. Цикл книг про Алису сам больше был похож на этакие сказки в футуристической обстановке, нежели на строгую научную фантастику. Поэтому и нестыковки в фильме, пусть и переработанном для аудитории постарше, можно списать на соответствие оригиналу, тем более в тех случаях когда динамика только выигрывает.
Инопланетяне и люди из будущего, которых волнуют те же личные проблемы, карьера и безалаберность курьеров-ушанов можно записать туда же. Даже правдоподобнее получается, что Земля так легко вошла в Звёздную Федерацию и нашла общий язык с братьями по разуму. Ведь некоторые вещи никогда не меняются.
Кстати, и светлое будущее практически не поменялось. Как и в старом фильме, повсюду зелень, чистота, а вкрапления футуристических технологий показываются только в экстренных случаях. Только Космозоопарк переделали в Космовет, где восстанавливают вымерших животных по ДНК. И у Алисы теперь анимешно-розовые волосы, при том что актрису подобрали очень похожей на «Гостью из будущего».
А то, что «настоящее» сместили параллельно релизу фильма и саму сюжетную канву сюжетную канву переделали — это плюс. Молодёжь бы всё равно не оценила следование канонам, если бы вообще поняла о чём речь, а старшее поколение слишком придирчиво бы сравнивало знакомые сцены и персонажей. А так и ботаник Фима теперь ближе к народу геймеров, и закадровые комментарии Коли зайдут любителям «меты».
В заключение скажу, что не только сам фильм преподносит ряд лихих сюрпризов, но и его возможные сиквелы вызывают интерес. Как в духе нового времени можно переиначить «Тайну третьей планеты»? Или «Лиловый шар»? А ведь ещё можно объединить несколько книг в одну большую историю… Или сделать, наконец, приличную игру по всему этому. И то, что я искренне надеюсь увидеть продолжение приключений Алисы (а может даже и Коли) в новой вселенной, на мой взгляд — самый лучший показатель того, что фильм действительно удался.