Обзор фильма Убийство в Восточном экспрессе

Статья Обзор фильма Убийство в Восточном экспрессе

Статья из рубрики: КиноДесант

Автор: Сергей «Elevardo» Янин

Дата публикации: 15.11.2017

Просмотров: 1602

Когда в 2015 году появилась первая информация о ремейке классического детектива Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», киносообщество ожидаемо раскололось на два лагеря: одни – традиционно ненавидят ремейки, другие – ратуют за то, что картину необходимо освежить новыми актёрами и, возможно, показать под новым углом старые проблемы.

Как это часто бывает, новое прочтение классических фильмов выходит крайне неровным. Эта же участь коснулась «Убийства в Восточном экспрессе», но обо всём по порядку.

Перфекционизм и бутафорские усы

Фильм повествует об известнейшем литературном детективе того времени – Эркюле Пуаро. Успешно справившись с заданием на Ближнем Востоке и помирив три религиозных конфессии у Стены Плача, Пуаро вынужден спешно вернуться в Лондон (запомните эту деталь – она пригодится в конце рецензии).

Джонни Дэпп неплохо играет роль Рэтчетта, отталкивая от своего персонажа на каком-то интуитивном уровне

Однако в дело вмешивается наистраннейший случай – на зимний «Восточный экспресс» нет ни одного свободного места. Благо, Пуаро встречает управляющего этим маршрутом, который находит место для «великого детектива».

Уже в первом трейлере было ясно, чего ожидать от фильма: высокохудожественную театральную постановку с десятком известнейших актёров и совершенно невероятными усами Эркюля Пуаро. На этом даже сами создатели постоянно акцентируют внимание – персонажи первое время шутят о его странностях, неправильно произносят его имя, всё время превращая его в «победителя немейского льва». Впрочем, странности Пуаро на экране не заходят дальше поиска двух идеальных яиц или постоянного перфекционизма в галстуках собеседников.

Но бутафорские усы Эркюля Пуаро далеко не самая важная проблема этого фильма.

Каждый кадр этого фильма подчёркивает, кто тут главный герой

Эгоцентрика и оммажи

Кеннет Брана – достаточно известный британский актёр и режиссёр, снявший уже 17 полнометражных фильмов. Однако в каждой картине, где он совмещает актёрство и режиссуру, вскрывается одна и та же проблема – режиссёр слишком упивается собственной властью над съемочным процессом. «Убийство в Восточном экспрессе» коснулась та же проблема. Играя титульную роль, Кеннет Брана перетягивает одеяло на себя. И если бы он это делал, выдавая филигранную актёрскую игру…

Не тут-то было! Он просто отбирает время у других актёров и полностью фокусируется на собственной фигуре. Эгоцентризм режиссёра буквально сквозит в каждом кадре: то Пуаро в открытую называет себя «пожалуй, лучшим детективом в мире», то прогуливается по крыше завязшего в снег поезда, то вытягивает персонажей на улицу, то сравнивает себя с Господом.

Брана заигрывается с аллюзиями и метафорами настолько, что в наглую косплеит тайную вечерю в конце фильма. Зачем было необходимо вставлять это в кадр? Или без этой отсылочки не смог пропустить финальный монтаж картины один из продюсеров ленты – Ридли Скотт?

Чай на морозе – что может быть лучше? Попробуйте 1 января

Детектив или дефектив?

Массу изменений претерпела и детективная часть ленты. И тут не удержаться от сравнения с оригинальной лентой 1974 года, которую считают едва ли не самой точной экранизацией знаменитого романа Агаты Кристи. Так, в новой версии фильма полковник Арбетнот превратился в темнокожего доктора, возвращающегося из Ирака, Сайрус Хардман из коммивояжёров повысили в учёного, который постоянно отпускает расистские комментарии, графиня Андреини стала наркоманкой-любительницей барбитуратов, а её муж – из просто вспыльчивого графа, стал известным балетмейстером, который может по ван-даммовски дать ногой по лицу. Все эти изменения – всего лишь попытка режиссера привнести что-то новое в уже готовую историю и выглядят они смешно и неуместно.

Ещё хуже дела обстоят с детективным расследованием. В угоду современным тенденциям, Брана добавляет в фильм немного экшена. Потому великовозрастный на вид Пуаро бегает за толстячком МакКуином, темнокожий доктор Арбетнот стреляет в Пуаро и ранит в руку. Впрочем, не волнуйтесь – он забудет об этом, как сойдёт с поезда в Броде.

Само же расследование сводится к намёкам и домыслам, которые целиком и полностью происходят в мозгу главного героя. Если в оригинальной ленте 1974 года нас знакомили с историей семьи Армстронгов посредством газетных статей, то здесь мы узнаем об этом внезапно и со слов героев. Разговоры Пуаро с каждым из подозреваемых показаны сумбурно. Совершенно не создаётся цельного впечатления.

Однако весь фильм зритель будет любоваться прекрасными операторскими планами. Камера постоянно скользит вдоль поезда, следует за героями, выбирая, пожалуй, самые необычные планы. Чего только стоит эпизод обнаружения тела Рэтчетта в своём купе, когда камера висит над героями. Здесь тоже сквозит тонкой отсылкой на «божественное зрение», но оно выглядит крайне интересной находкой.

У Мишель Пфайффер удалось сделать свою героиню гораздо более драматичным персонажем, нежели в версии 1974 года

Также стоит отметить потрясающую работу композитора, сочинившего запоминающуюся музыку для этого фильма. Особенно стоит отметить композицию Justice, играющую в сцене, когда Пуаро находит разгадку этого запутанного дела.

В самом эпилоге, Пуаро, сойдя на станции Брод, получает донесение, что его ждут в Египте и он незамедлительно отправляется в путь. Внимательный читатель помнит, что в начале рецензии я упоминал о важном лондонском деле. Однако создатели напрочь забыли о нём и о том, что пуля Абертнота прошла навылет и Эрклю Пуаро даже не сделали перевязку! К концу фильма, создатели уже в открытую халтурили.

Советуем идти в кинотеатр если:

  • Вы фанат творчества Кеннета Брана;
  • Вам нравится головокружительная операторская работа;
  • Вы любите театрализованные элементы в кино;
  • Вам хочется насладиться приятным визуалом, не отягощая себя сложными размышлениями о природе убийства.

Не советуем идти в кинотеатр если:

  • Вы смотрели оригинальный фильм;
  • Вы читали первоисточник;
  • Вы привыкли к сложным детективам.

В сухом остатке...

Проблема новой экранизации «Убийства в Восточном экспрессе» в том, что за рулём поезда эгоцентрик-режиссёр. Фокусируясь на себе любимом, Брана обходит стороной других персонажей. В такой ситуации сложно представить, что Пенелопа Крус получит «Оскар» за роль второго плана, как получила свою статуэтку непревзойдённая Ингрид Бергман в той же роли. Зачем вообще Брана были нужны первоклассные актёры если им нет времени развернуться?

Зато фильм удивляет красивой операторской работой, театральной (но далеко не всегда к месту) постановкой кадра и блестящим визуалом. Но для детектива этого недостаточно. Он должен быть, словно ударник в пистолете, а у режиссёра вышел от силы дизайнерский ёршик для чистки дула.

Оценка фильма: 5.0 из 10

Редактор: Valencio +3807

+2

Комментарии к статье

Нажмите кнопку «Добавить комментарий» и введите комментарий в окно

Комментарии отсутствуют. Станьте первым!