Обзор фильма Голем

Статья Обзор фильма Голем

Статья из рубрики: КиноДесант

Автор: Сергей «Elevardo» Янин

Дата публикации: 23.10.2017

Просмотров: 1750

Мрачный Лондон 1880 года. Самый расцвет Викторианской эпохи. В неблагополучном районе Лаймхауз методично орудует жестокий убийца, совершающий, как он думает, акт трагедийного насилия. Общественность негодует, требуя наказать изувера. Скотланд-Ярд переживает, что их лучший детектив загубит свою карьеру, если не сможет отыскать убийцу. Потому в бой бросают возрастного детектива с сомнительным прошлым, который раньше убийствами не занимался вовсе.

Любой текст о маньяке Викторианского Лондона так или иначе подразумевает под собой печально известного Джека Потрошителя. Роман Питера Акройда «Дэн Лино и Голем Лаймхауза», ставший основой фильма «Голем», не исключение. Сколь бы путанно ни было повествование, сколь бы много отсылок к Диккенсу не совершил автор, мы явственно видим в убийце образ самого известного викторианского маньяка. Схожий почерк, тот же район, даже одна из жертв является проституткой, коих в Лаймхаузе в те годы было немало.

Атмосфера Лондона 1880-х годов на высоте

На грани реальности и выдумки

Фильм удачно смешивает реальность и выдумку. Реальные персонажи здесь соседствуют с вымышленными и вплетены меж собой столь тесно и необычно, что создаётся иллюзия реальности всего происходящего. Реальные Дэн Лино, Карл Маркс и Джордж Гиссинг здесь соседствуют с полностью выдуманными супругами Кри и детективами. Данный эффект сейчас используют все писатели постмодернисты, однако у Питера Акройда, как у настоящего британца, выдержан педантичный стиль следования буквы закона его мира. Все выдуманные персонажи ведут себя, как живые люди, а не картонки, приклеенные к сюжету на Супермомент.

Картина «Голем» начинает путать зрителя с самого начала за счёт рваного монтажа и крайне резкого смена планов. То мы оказываемся в разноцветном кабаре, то в особняке Кри, то на улицах грязного Лондона. Декораторы не зря ели свой хлеб, происходящему полностью доверяешь, потому что викторианская эпоха воссоздана блестяще. Ближе к середине сюжет переключается на двух главных героев – детектива Килдэйра и обвиняемую в убийстве собственного мужа Элизабет Кри.

Эпоха кабаре во всей красе

Комедианты и драматурги

Множество флэшбеков, коими кишит повествование, также вносят сумятицу в происходящее, однако позволяют лучше понять предысторию героев, особенно Элизабет, её мужа и работников театра. И здесь создателям стоит отдать должное. У героев крайне правдоподобные и убедительные мотивационные конструкции. В действиях персонажей чётко прослеживается логика и у них действительно есть обоснование поступать именно так и не иначе.

Единственное, что не удалось создателям – это грамотно подать сам детектив. Сама суть жанра – будь то кино или книга не важно – поймать преступника вместе с инспектором. Увы, Хуан Карлос Медина (режиссёр фильма) не справился с домашней работой. Внеся сумятицу на стадии монтажа за счёт безумного количества флэшбеков и боковых историй, он слишком увлёкся этим и упустил главную идею. Вся суть расследования в итоге свелась к тому, чтобы сравнить подчерк Голема и подозреваемых. Если всё было так просто, почему это плёвое дело не раскрыл другой инспектор? Почему не проверили зацепки на поверхности? Если это был повод уязвить Скотланд-Ярд в некомпетентности, то стоило это подтвердить еще парой намёков, а иначе всё скатывается в домыслы.

Сюжету явственно не хватило загадок. Голем, совершивший все убийства до основного сюжета картины, в итоге оставался роялем в кустах, который должен был выехать на колёсиках в нужное время. А ведь зритель мечтает поучаствовать в расследовании, предугадывать убийцу и ошибаться. Вновь и вновь.

Вместо этого зритель полтора часа наблюдает за процессом Элизабет Кри, обвиняемую в убийстве мужа, с постоянными флэшбеками из её прошлого. Уже к середине потенциальный зритель разгадает загадку, если будет чуть более внимателен или умудрён просмотром фильмов в жанре детектив.

Главные герои картины «Голем»

Химия персонажей

Актерские работы в фильме крайне неплохи. Потрясающий Билл Найи, который полу взглядом выдаёт всю утончённость истинного британца, сделал детектива Килдэйра гораздо более живым персонажем, нежели это прописано в сценарии. Отлично отыгрывает свою роль Дуглас Бут в образе Дэна Лино. Кажется, ему удалось передать актерский (а вернее даже бутафорский) образ английского комика конца 19 века. Актёр не отыгрывает больше необходимого и, хотя бы этим заслуживает похвалу. Немного подкачала игра Оливии Кук, главной героини фильма. В первой половине она отчаянно не желала изображать эмоции; однако в конце – актриса выдаёт добротную драму, вызывая сопереживание зрителя. В целом её эмоции оправданы развязкой, но всё равно хотелось чуть более живого персонажа.

И всё же фильм успел удивить. Моральная дилемма, выпавшая Килдэйру в финале картины, вызывает сдержанные, но уважительные аплодисменты. И хотя подобный приём применялся не раз и не два, в этой картине он сыграл только на пользу.

Украшение фильма – актёр Билл Найи

В сухом остатке…

«Голем» – всего лишь вариация на тему «инспектор против маньяка». Местами интересная, а иногда неловкая, эффектно оперирующая эпохой и максимально скрупулезно относящаяся к деталям, но практически беспомощная в первооснове – детективном жанре. Неровно сбитое повествование вносит хаос в понимание картины, а ведь детектив должен, в первую очередь, дурить зрителя оригинальностью выдумки серийного убийцы. Именно потому «Голем» - неплохой детектив в прекрасном антураже и не более.

Оценка фильма: 6.0

Редактор: Valencio +3807

0

Комментарии к статье

Нажмите кнопку «Добавить комментарий» и введите комментарий в окно

Комментарии отсутствуют. Станьте первым!