15 лучших фильмов 21 века

Статья 15 лучших фильмов 21 века

Статья из рубрики: КиноДесант

Автор: Евгений «Inquisitor» Ишков

Дата публикации: 30.07.2017

Просмотров: 3250

Знаете, киноведы очень любят использовать в качестве метафор и аллюзий «люмьеровский поезд» — самый первый снятый фильм в истории, в котором кино видится в лице еще новенького, не испорченного локомотива, забирающего радостных пассажиров и отбывающего в неизвестном направлении. 

Однако, если вы думаете, что данный прием сегодня используется исключительно в качестве похвалы, то лучше сразу разуверится: обычно таким образом читателю показывают огромную разницу между современными пошлыми постановками и старым, необыкновенно «чистым» искусством. И всё же, даже такие строгие к фильмам люди нынче иногда признают один-другой бриллиант среди невообразимого числа лент.

Мы хоть и не киноведы, но нам все же удалось собрать пятнадцать лучших представителей синематографа XXI века, посмотрев которые, вы точно не пожалеете о потраченном времени и глубже поймете искусство кино как таковое.

Аватар

Аватар (2009 год)

Режиссер: Джеймс Кэмерон

В главных ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер

Жанр: боевик, фантастика

Год выхода: 2009

Многие в прошлом замечательные режиссеры теперь ничем не отличаются от типичных новичков, раз за разом совершающих одни и те же ошибки (вы только посмотрите на последние работы Фрэнсиса Форда Копполы, снявшего «Апокалипсис сегодня» и трилогию «Крестного отца»). И это немудрено: в отличие от способностей, например, рабочего завода, которые с каждым годом только прирастают, творческие навыки имеют свойство убывать с возрастом.

Однако, что интересно, Джеймс Кэмерон со своим рекордсменом «Аватаром», который только в американском прокате собрал свыше пятисот миллионов долларов, убедил весь мир в том, что ему рано уходить на пенсию. У голливудского классика получилось создать кино, полностью соответствующее его стилю: «Аватар» в меру умный, динамичный и технологически прорывной фильм с простенькой философией, гласящей, что если мы не будем любить матушку-Землю и относится к природе с любовью, то скоро превратимся в малосообразительных солдафонов.

Да и спецэффекты, что уж тут говорить, впечатляют до сих пор, а в момент выхода фильма так вообще непосредственно поспособствовали развитию 3D. Впрочем, как показало время, никто не научился применять CG так, как это делал старина Кэмерон.

Одержимость

Одержимость (2013 год)

Режиссер: Дэмьен Шазелл

В главных ролях: Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс, Пол Райзер

Жанр: драма

Год выхода: 2013

Довольно неожиданно, что в эпоху, когда критики и зрители в восторге от скучной чепухи про ряженных в цветастые костюмы героев новых греческих (как это модно сейчас говорить) мифов, а любой арт-хаус «скромного» и окончательного спятившего немца признается шедевром, вышел такой фильм как «Одержимость» (да еще, вдобавок, получил аж три бессмысленные премии «Оскар»). Не то чтобы полнометражный дебют Дэмьена Шазелла содержал какие-то особые, неведомые ранние откровения, но он появился, что называется, вовремя и рассказал как обывателям, так и «опытным творцам» о настоящей цене вовлечения в искусство, будь то в музыку или кино.

При этом, не в стиле «смотрите, какой режиссер умный и претенциозный тип, так что мой хронометраж будет составлять четыре часа уныло метания главного героя туда-сюда», как это принято у авторов независимых фильмов, а с помощью очень энергичного и даже где-то клипового языка.

Фильм «Одержимость» наглядно доказывает, что истинное творчество не похожа на ту даму, с которой вы неумело потеряли девственность, а наутро она сказала вам, что всё было «норм»: по-настоящему живое искусство требует не легкомыслия, витания в облаках или простого желания стать великим человеком, а полной самоотдачи, непосильного и долго текущего труда, порой доходящего до бессознательного исступления, до кровавых мозолей на руках.

Естественно, у Шазелла не везде получилось выдержать общий смысл картины: меня, к примеру, некоторые сцены смутили своей слишком уж явной наивностью, а в особенности - финал. Тем более, спустя три года, он изменил себе, создав с претензией на награды абсолютно пустой и устаревший мюзикл «Ла-Ла Ленд», в котором чувственные порывы из дебютного фильма уступили место всему плохому, что было там: инфантильной жизнерадостности и странным посылам в духе «всё, что ни делается — всё к лучшему».

«Одержимость» очень важный фильм: эта лента свидетельствует, что еще не все из нынешнего поколения встали на дорожку известных «творческих личностей». И вполне возможно, она повлияет на кого-то так, что тот, кто ёё посмотрит, умрёт в тридцать лет, укуренный в хлам, пока весь мир будет слушать его последний великий альбом.

Безумный Макс: Дорога Ярости

Безумный Макс: Дорога Ярости (2015 год)

Режиссер: Джордж Миллер

В главных ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт

Жанр: боевик, приключение, фантастика

Год выхода: 2015

В 1979 году вышла первая серия крайне популярной в конце 20 века франшизы «Безумный Макс» от начинающего тогда режиссера Джорджа Миллера, блиставшая недостижимой для других авторов того времени постановкой (сделанной, кстати, за сущие копейки) и поистине гениальным монтажом, в котором обычные склейки превращались в скоростной поток драйва, при этом не лишенного драматичности и крепкого сценария.

Думалось, что после не самого удачного завершения трилогии похождений экс-полицейского «Под куполом грома» Миллер уже не способен был выдать хоть что-то близкое к оригинальным двум частям, но всё получилось с ровностью до наоборот: «Безумный Макс: Дорога ярости» чуть ли не с ходу кидает вас в эпицентр ураганного экшена с натуральными взрывами и пьянящей романтикой загадочного австралийского мира, пережившего крах цивилизации.

И хотя, по моему скромному мнению, Макс стал уже не тем (слава бессмертному Гибсону), а половину его экранного времени отняла не обделенная определенной доли харизмы бой-баба Фуриоза, что противоречит названию и моим секситским взглядам (шутка… наверное), талантливому режиссеру все же удалось подарить частичку той необузданной крутости и мальчишеского хулиганства, сопровождавшие кинематограф в 80-е и 90-е года, когда задача сделать постановочный экшен была тяжелой проверкой на наличие неиссякаемой фантазии, нежели вызванной конъектурой необходимостью.

Между прочим, фильм получил целых шесть статуэток американской академии, чем лишний раз подчеркнул мудрость слов Пола Верхувена о том, что заокеанская публика перенасытилась кинокомиксами от мамонтов своего дела и готова восхвалять даже ленту давно похороненного критиками постапокалиптического жанра.

Письма с Иводзимы

Письма с Иводзимы (2006 год)

Режиссер: Клинт Иствуд

В главных ролях: Кен Ватанабе, Кедзунари Ниномия, Ре Касэ

Жанр: военный, исторический, драма

Год выхода: 2006

Эта военная лента известного американского актера и режиссера Клинта Иствуда в первую очередь примечательна тем, что в ней рассказывается о печально известной битве за остров Иводзима от лица японских солдат, которых несколько десятилетий на экране было принято показывать в виде карикатурно орущих мишеней с холодным оружием наперевес (да что уж там, сам мэтр в предшествующем фильме «Флаги наших отцов» не слишком заботился о создании незамутненного взгляда на противостоящих его соотечественникам бойцов страны восходящего солнца), но никак не живых участников кровавой войны с понятным любому человеку стремлением вернуться к любящим родным на совершенно другую, яркую и прекрасную в своей простоте сторону бытия.

Впрочем, кино подкупает не столько правдивостью и отсутствующей китчевостью, присущей большинству известных картин США о Второй мировой войне (Майкл Бэй со своим «Перл-Харбором» до сих пор появляется в ночных кошмарах кинокритиков Нового Света, будто какой-нибудь «Сталинград» Бондарчука или «Утомленные солнцем 2» Михалкова во снах заставших «Иди и смотри» Климова российских зрителей), сколько атмосферным и порой очень меланхоличным повествованием в стиле старых, но и поныне великолепных советских картин, позволяющим прочувствовать все маленькие трагедии в пекле поистине самой громадной бойне за всю человеческую историю (ассоциации усиливаются вследствие почти бесцветной серой гамме, которая заставляет вспомнить черно-белые шедевры Советского Союза).

Правда, малость расстраивает техническая реализация столь проникновенного фильма: Иствуд пользовался цифровой камерой еще когда монтажеры и художники не думали, что выходную картинку сравнительно недешевой техники, изначально придуманной для тв-передач, необходимо контролировать более старательно и компьютерными методами смягчать резкость, дабы достичь художественного эффекта классических плёночных киноаппаратов (или же кто-то перестарался с цветовой коррекцией, из-за чего возникло ощущение «цифры»).

Звездные войны: Эпизод 2 - Атака клонов

Звездные войны: Эпизод 2 - Атака клонов (2002 год)

Режиссер: Джордж Лукас

В главных ролях: Юэн МакГрегор, Хейден Кристенсен, Натали Портман

Жанр: фантастика, фэнтези, боевик

Год выхода: 2002

Дорогие фанаты «Звёздных войн», не надо преждевременно закрывать список и писать в комментариях что-то из разряда «ага, если это один из лучших фильмов, то я тёмный ситх во втором поколении» или «автор, небось, еще устраивает чаепитие с игрушками эвоков и Джа-джа Бинкса», а лучше прочтите следующее: все мы понимаем, что вторая трилогия культовой космической саги была если не разочарованием, то уж точно не тем фильмом, который мы представляли, когда великий и ужасный Лукас объявил о желании заняться приквелами к своему детищу.

Однако, что первый эпизод, что последующие два, привнесли невообразимую по объемности лепту в развитие спецэффектов: именно благодаря специалистам из ответственной за компьютерную графику студии Industrial Light & Magic, показавшей невероятно красивую визуализацию известной вселенной, мы сегодня можем восхищаться грандиозными зрелищами, происходящим на экранах кинотеатров и стоящих у вас дома телевизоров.

Как минимум, вторая трилогия заслуживает свое место за тот неоценимый вклад, что она внесла в оживление картинки современных блокбастеров.

Легенда №17

Легенда №17 (2013 год)

Режиссер: Николай Лебедев

В главных ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова

Жанр: спорт, драма, биография

Год выхода: 2013

Мы могли бы быть (только не смейтесь) «объективными» и сказать, что работа подающего надежды постановщика Николая Лебедева снята по принципу американских биографий, где ничем не выделяющаяся художественная составляющая и пафос занимают добрую часть хронометража. Но при всем том, делать мы этого не будем, ведь данный дорогостоящий фильм олицетворяет собой пылающий феникс, возродившийся из пепла загнувшегося после распада Союза отечественного кинематографа.

В сравнении с другими поделками (назвать фильмами эти выкидыши язык не повернется) наших халтурщиков, «Легенда №17» изо всех сил старается (и получается) быть российской патриотичной лентой без скидок аля «ну, хотя бы не так плохо как комедии Жоры Крыжовникова» или «актеры ужасно играют, сценарий писал наркоман, но зато оператор молодец!»: кино умело рассказывает, как наши великие предки клюшками и упорством побороли, казалось бы, «непобедимых» канадцев в Суперсерии 72-го года, чем очень ненавязчиво (кому-то стоило бы поучиться) прививает любовь к своей родине и к её многолетней истории.

Конечно, знающие люди могут справедливо упрекнуть фильм в раздражающих недостатках: и в излишнем сосредоточении на хоккеисте Харламове, и недостаточном раскрытии остальных причастных к триумфу членов команды, и, конечно же, в чрезмерной упрощенности биографии. Но только надо понимать, что задача ленты была познакомить молодое поколение с важным кусочком истории их страны и ей, к счастью, это удалось.

Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины

Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины (2009 год)

Режиссер: Гор Вербински

В главных ролях: Джонни Депп, Орландо Блум, Кира Найтли

Жанр: приключение, боевик

Год выхода: 2003

Сейчас мало кто помнит, однако в начале двухтысячных пиратская тематика считалась изжившей себя и принималась толстосумами-продюсерами за недешевую одежку морского разбойника для утренника: может и симпатично, но вряд ли на фоне костюма терминатора будет выглядеть достойно и привлекать внимание зевак в зрительском зале.

Тем удивительнее выглядит тот факт, что Disney позволила себе выделить огромные суммы на «Пиратов Карибского моря» и ничуть не прогадала в выбранном решении: продюсерский проект Джерри Брукхаймера превратил разлагающийся труп жанра пиратских приключений в золотую жилу, на которую не прочь сходить дети и их родители.

Но не стоит также забывать и о режиссерском таланте Гора Вербински делать по-настоящему увлекательные зрелища, где помимо экшена есть еще и смешная пародия на романтизированные образы кровожадных бандитов из таких классических лент, как «Пираты Тортуги» или «Одиссея капитана Блада».

Время первых

Время первых (2017 год)

Режиссер: Дмитрий Киселёв

В главных ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин

Жанр: исторический, драма, биография

Год выхода: 2017

Время Первых - это еще одна, на первый взгляд, типичная патриотичная картина про первых советских космонавтов, успешно вышедших в открытый космос, оказылась в эстетическом плане даже лучше спортивной драмы Лебедева, благодаря кинематографическим обличиям, в общем-то, тривиальных смыслов, вроде широкой лесной поляны, словно зеркало отражающей ночное небо с россыпью маленьких звёздочек в виде порхающих около травяной стилки светлячков.

Увы, но как и «Легенде №17», этой ленте неопытного режиссера Дмитрия Киселёва (из известного снял только «Чёрную молнию») можно вменить претензии за весьма пошлую патетику, порой портящую впечатления от интересного и исторически значимого периода существования СССР.

Обзор фильма Время Первых читайте у нас на сайте.

Шрек

Шрек (2001 год)

Режиссер: Эндрю Адамсон, Вики Дженсон

В главных ролях (озвучивали): Майк Майерс, Эдди Мерфи, Кэмерон Диаз

Жанр: компьютерная анимация, комедия, фэнтези, семейный

Год выхода: 2001

Анимационная студия DreamWorks по праву считается основным оплотом совсем не детского юмора в мультипликационном жанре, который в информационном столетии отчего-то стал синонимом рейтинга «для всех возрастов». Особенно это становиться видно на примере не такой уж и давнишней картины «Монстры против пришельцев», где аниматоры на пару с режиссерами оторвались и превратили дежурное эпическое противостояние двух групп китчевых персонажей в искрометное издевательство над массовой и политической культурой Нового Света. К сожалению, мультфильм также был полон пошлостей, свидетельствующих о незнании авторами той грани, когда следует остановиться.

Пожалуй, «Шрек» - это лучший пример фирменного стиля студии, в котором наивная фабула сочетается с постмодернистским выворачиванием всех набивших оскомину за многие годы паразитирования на них сказочных клише, а комедийные элементы сюжета практически не опускается до шуток ниже пояса.

Причем, надо заметить, современные мотивы подаются тут в качестве отсылок к прославленным у публики картинам (скажем, принцесса Фиона дерется как Тринити из «Матрицы», а деревянный нытик Пиноккио в одном из фрагментов косплеит героя Тома Круза из фильма «Миссия невыполнима), что делает ленту понятной взрослой аудитории, а комизм демонстрирующихся ситуаций еще более явным и сильным.

Блокада

Блокада (2005 год)

Режиссер: Сергей Лозница

В главных ролях: Ленинград и реальные люди

Жанр: документальный

Год выхода: 2005

Сложно избавиться от далеко не позорной слабости видеть за каждым кадром на экране некое слово, маленький кусочек из длинной последовательности движущихся в определенном унисоне картинок, управляемой невидимым человеком-богом, чье присутствие духовно ощутимо на протяжении всего фильма, но физически проявляется только фамилией и именем в стене титров. Эта привычка даёт о себе знать даже тогда, когда кино само по себе уже является жизнью, а не искусственным созданием, желающим воплотить собой реальность.

Вот и с документальной лентой Сергея Лозницы «Блокада», сотканной из редких материалов кинохроник, трудно отказать себе в восприятии происходящего как кошмарного сновидения больного в состоянии горячки, что тянется от почти не тронутых подсознанием отрывков летних будней до застывших во льдах трамваев и хоронящих незнакомых им младенцев женщин в белых платках. Всё показываемое будто целенаправленно хочет истерзать мозг с помощью звуков разрывающихся бомб и хруста валенок по усыпленному мёртвыми телами снежному покрову.

Знакомый же человек-бог за кадром представляется дьяволом, спокойно рисующим на гладкой поверхности замерзшего озера бросающие в ужас своей больной фантазией изображения. И лишь после просмотра ты понимаешь, что режиссер не собирал ужасающего монстра в жажде представить зрителю невозможное, а только стыковал разрозненные фрагменты далекой, но по-настоящему подлинной действительности.

Но если же всё-таки воспринимать великолепную работу Лозницы как нечто относящееся к игровому кино, то получается страшная метафора медленно протекающей насильственной смерти прекрасного человека под именем Ленинград и его неожиданное, словно резкий взрыв салюта, исцеление в конце.

Хорошо, что даже в реальной жизни есть хэппи-энд…

Брат 2

Брат 2 (2000 год)

Режиссер: Алексей Балабанов

В главных ролях: Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий

Жанр: драма, криминал

Год выхода: 2000

Знаем-знаем: любой век начинается не с нулевого года, как многие думают, а именно что с первого. Тем не менее, мы просто не могли обойти стороной культовое продолжение истории Данилы Багрова, которому стало тесно в границах России и потому тот отправился в страну свободы Америку, дабы и там посеять русскую справедливость.

На самом деле, как и с первым фильмом, тяжело сказать наверняка, хотел ли Балабанов своей работой виртуозно пошутить над бандитской и хулиганской субкультурой, шедшей рука об руку с, так называемыми, «лихими девяностыми», или же силился поставить нерушимый памятник ранней постсоветской эпохе и её потерянному поколению, невольно попавшему в быстрый водоворот перемен под названием «перестройка» и не смогшему вовремя выбраться из хваток распространившихся криминальных группировок, иначе именуемых «братвой».

Как бы то ни было, в памяти российских масс дилогия «Брат» наравне с музыкой Nautilus Pompilius и Би-2 останется напоминанием о тех временах, когда сила стояла не за мешками денег и строгими пиджаками, а за какой-никакой, но правдой. Жалко только, что значение этой правды рано или поздно потеряется где-то на складах с пыльными бобинами.

Главное, что осталось с нами после просмотра этого фильма - это культовая фраза: «В чем сила? Сила в правде!»

Интерстеллар

Интерстеллар (2014 год)

Режиссер: Кристофер Нолан

В главных ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн

Жанр: фантастика, драма, приключение

Год выхода: 2014

Покончив с приключениями миллионера в облике летучей мыши, признанный режиссер подумал-подумал и решил отправить зрителей в путешествие по поражающему красотой безграничному космосу. Получилось, необходимо признать, что-то не из стана гениального, но крайне удивительного, так как «Интерстеллар» внезапно сильно расходится с другими работами Нолана по наполнению: в фильме по-прежнему наличествует немереное количество пафосных речей и моментов, но по соседству с ними стоят действительно трогающие мелодраматические сцены.

К тому же, заслуженно популярная нынче тема постижение неизвестного и раздвигание границ изучения вселенной подается здесь не только через привычные лозунги и героические превозмогания персонажей, но и с помощью легко читаемой мысли о том, что всё человеческое общество должно стремиться к покорению звезд, а не то мы так и останемся лишь мгновением, незаметно вспыхнувшем на секунду во всеобъемлющей пустоте.

Унесённые призраками

Унесённые призраками (2001 год)

Режиссер: Хаяо Миядзаки

В главных ролях: Руми Хираги, Ирино Мию, Мари Нацуки

Жанр: японская анимация, семейный

Год выхода: 2001

Маэстро Миядзаки издавна был силен в создании причудливых миров, где японский фольклор перемешивался с злободневными моралистическими метафорами, вроде людей, из-за наложенного проклятия превратившихся в вечно что-то жующих свиней. Можно было бы сказать, что родственные приёмы используют режиссеры, специализирующиеся в сфере фантасмагории, но гротескные работы западных аниматоров не идут ни в какое сравнение с мультипликационным жанром аниме, скрашивающим цветовой палитрой и немного неестественным графическим стилем эксплицитную сказочность происходящего.

С уверенностью можно подтвердить только одно: «Унесённые призраками»  это лучшая работа Миядзаки и пощечина всем тем, кто вечно твердит об отталкивающей стилистике и отсутствиям смысла в представителях японской анимации.

Мечтатели

Мечтатели (2003 год)

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В главных ролях: Ева Грин, Майкл Питт, Луи Гаррель

Жанр: драма, мелодрама, эротика

Год выхода: 2003

Данная лента итальянского классика Бернардо Бертолуччи притягивает не совсем обычной манерой построения действа, носящее на себе едва заметные при первом просмотре шрамы от отточенных движений руки хирурга-кинематографиста, поместившего в тело сексуальной революции собственные яркие вспышки любовных воспоминаний, доставшихся от долгого и искреннего романа с кино. Подобный подход трансформирует Париж образца второй половины прошлого века в ирреальный мираж, где в каждой квартире скрываются молодые мечтатели, пылко желающие покорить или, что вернее, разрушить устоявшиеся правила и запреты, в том числе и в искусстве.

Но главным в ленте стоит не сама мастерски созданная отрешенность от фактической материальности, а режиссерская призма, через которую мы наблюдаем её в надежде найти ответ на мучающий вопрос: почему же возник тот бум исключительных кинопроизведений в 60-70е года? И даже не успев дойти до финала, который является не более чем глумливой шуткой над погрязшем в творческой импотенции Голливудом, мы находим его.

Ответ Бертолуччи можно воспринять слишком буквально (мол, во всём виновато кровосмешение и гомосексуализм), но то очень плоская точка зрения и она никак не вяжется с эротическим символизмом картины, подтекст которого сообщает простую истину: мечтаниям и страстям стало тесно в стенах домов, словно переспелым яблокам на ломких ветках дерева, и еще бы чуть-чуть, и содержащиеся в них неподдельные творческие замыслы сгнили под гнетом религиозных догматов или обратились бы извращенными угнетённым сознанием плодами.

Кроме того, фильм «Мечтатели» замечательно подводит итог карьере мэтра, из-за чего его последняя лента «Я и ты» выглядит пятым колесом в теле и уже не вызывает никаких эмоций.

Догвилль

Догвилль (2003 год)

Режиссер: Ларс фон Триер

В главных ролях: Николь Кидман, Пол Беттани, Харриет Андерсон

Жанр: арт-хаус, драма

Год выхода: 2003

Давайте отложим снобское выражение «искусство должно рассказывать о вечном» и взглянем на картину эпатажного Ларса фон Триера под исторически-культурным углом, ведь что есть «Догвилль», если не занимательно поставленным авторским выражением сути существования американских обывателей в период Великой Депрессии, когда лицемерие было делом большинства, а животные инстинкты под прессом страха и нищеты обострились настолько, что даже дворовая собака выглядит человечнее, чем жители богом забытого крошечного городка? Тем более, что происходящее всем своим видом показывает идею Триера создать максимально приближенный к натуралистичному полотну фильм, в котором стоит только показать общие детали интерьеров и знакомыми названиями обозначить их сущность, как зритель сразу же понимает о чем ведется речь.

Но «театральная» постановка также может свидетельствовать о желании создателя пройти нелегкое испытание, заключающееся в воплощении на экране некого пронзающего материю божественного взора (камеры гениального оператора, в конце концов), что способен запечатлеть самые важные и показательные моменты истории (как и реальной, так и художественной), а также оживить внешне максимально условное окружение, больше походящее на декорации театра, нежели на места действия обычного кино.

В обоих случаях, думается нам, стоит отдать Триеру должное, потому как он сумел слепить уникальный и эстетически поражающий портал в прошлое.

Редактор: Valencio +3807

+97

Комментарии к статье

Нажмите кнопку «Добавить комментарий» и введите комментарий в окно

Комментарии отсутствуют. Станьте первым!